Молитва Иависа По Брюсу Уилкинсону. (Вилкинсон)

by alivantsov@yandex.ru on Январь 28, 2005 · 11 comments

Брюс Уилкинсон, президент и основатель базирующейся в Атланте Миссии «Поход по Библии» — известный проповедник во многих экуменических собраниях нео-евангелического толка, таких как «Хранители Обета» (promice keepers), «Навигаторы», «Сосредоточимся на Семье», Поход «Кампусы за Христа», «Tоварищество Христианских Обществ», «Международные Христианские Школы», а также BIOLA, Wheaton, Mt.Hermon, «Комитет Христианских Бизнесменов», «Библейский Институт Моуди» и многие другие. В 1976 году, будучи студентом семинарии в Далласе, под руководством психологов Говарда Хендрикса и Гена Гетца, Уилкинсон основал Миссию «Поход по Библии», в которой тогда работало шесть преподавателей и которая к сегодняшнему дню расширилась – только в Северной Америке работают 120 учителей и еще 2000 учителей преподают в разных странах мира.
Кроме Молитвы Иависа (Multnomah, 2000), Уилкинсон написал еще несколько книг, среди них: «Опыт духовного прорыва», «7 заповедей учащегося», «Ответы почти на все вопросы для практически любого учителя!», «Личная святость во времена искушения», «Победа над искушением», «Разговор о Ветхом Завете», «Разговор о Новом Завете». Кроме того, он редактировал следующие издания: «Ежедневные прогулки с Библией», «Новое издание Библии Короля Джеймса», «Открытая Библия», расширенное издание, «Семейная Библия».
Брюс Уилкинсон был приглашен выступить в радиопрограмме Джеймса Добсона «Сосредоточимся на семье» в начале марта 2001 года. Добсон заявил, что один миллион экземпляров последней книги Уилкинсона «Молитва Иависа» разошелся в феврале 2001 года, а на официальном веб-сайте книги в Интернете сообщается, что в печати находится новое издание тиражом 4 миллиона экземпляров. По данным USA Today/New York Times книга является бестселлером из первой десятки, и издание приветствуют евангелисты, католики, фундаменталисты и даже не христиане.
В программе Добсона Уилкинсон заявил, что ежедневное повторение молитвы Иависа в течение двух недель изменит вашу жизнь. Прослушав радиопрограмму, посвященную книге, и прочитав саму книгу, я решил поделиться своими соображениями по поводу заявлений Уилкинсона.

Настоящая молитва Иависа.

Вот молитва Иависа из 1 Книги Паралипоменон 4:9-10:

Иавис был знаменитее своих братьев . Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. И воззвал Иавис к Богу Израилеву, и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!… И Бог ниспослал ему, чего он просил.

Вот в чем суть дела. Иавис был хорошим, благочестивым человеком, который просил Бога благословить его, и Бог сделал это. Вот пример того, как Бог обеспечивает Своих избранных людей и заботится о них. Иавис просил, и всевластный Бог избрал его, ответив ему. В своей молитве Иавис обратился к Богу, моля его о помощи и защите. Иавис просил и наш любящий Отец дал ему то, о чем он просил – не потому, что Иавис произнес правильные слова или вынудил Бога ответить на его просьбу, но потому, что Бог решил открыть Свою славу через Иависа, ответив на его молитву. Вот и вся история. Конец.

Позиция Брюса Уилкинсона

У книги Уилкинсона есть подзаголовок: «Прорыв к благословенной жизни». В редакционном комментарии на задней части обложки написано:

Вы хотите получить особое Божье благословение? Вы готовы к встрече с необычным? Вы готовы попросить Бога об изобильном благословении, которое Он мечтает послать вам? Вместе с Брюсом Уилкинсоном откройте замечательную молитву малоизвестного библейского героя, которая откроет вам Божью благодать, власть и защиту. Вы увидите как одна ежедневная молитва поможет вам избавиться от груза прошлого и прорваться к жизни, о которой вы мечтали. (Выделено нами).

В Предисловии к книге Уилкинсон пишет:

Я хочу научить вас смелой молитве, на которую Бог отвечает всегда. Она короткая – всего одно предложение, составленное из четырех частей. Оно глубоко спрятано в Библии, но я верю в то, что в нем содержится ключ, открывающий путь к жизни с Богом в необычайной благодати. Эта молитва радикально изменила мои отношения с Богом – мои ожидания и ежедневный опыт познания Его власти. Фактически тысячи верующих, использующих эти истины, видят, как в их жизнях регулярно происходят чудеса. (Выделено нами).

Затем Уилкинсон описывает, как следует произносить молитву Иависа.

На следующее утро я повторил молитву Иависа слово в слово. И на следующее утро тоже. И на следующее. Прошло уже тридцать лет, я не останавливаюсь. Если вы спросите меня, какие слова – кроме молитвы о спасении – изменили мою жизнь и служение в большей степени, я отвечу вам: это призыв энергичного человека по имени Иавис, которого помнят до сих пор не за то, что он сделал, а за то, как он молился – и что за этим последовало. (Выделено нами).
Я призываю вас сделать молитву Иависа о благословении частью вашей повседневной жизни. Сделайте это – я рекомендую вам строго придерживаться плана, намеченного здесь, в течение следующих тридцати дней. К концу этого срока вы заметите значительные перемены в вашей жизни, и молитва постепенно станет драгоценной привычкой на всю вашу жизнь. (стр. 86). (Выделено нами).

Уилкинсон уверяет, что если мы просто будем повторять молитву Иависа слово в слово каждый день в течение месяца, мы увидим проявления силы Божией в нашей жизни. Согласно Уилкинсону, главное здесь не то, что Бог избрал Иависа и ответил на его молитву, а в том, что Иавис нашел правильные слова для обращения к Богу. Уилкинсон меняет местами причину и следствие и утверждает, что Иавис был отмечен, потому что открыл, как правильно молиться. Уилкинсон делает акцент на том, что Иавис нашел правильный метод, а не на Боге и Его Всевластии.
Краткий обзор доктрин Уилкинсона сразу выявляет ошибки его учения:

1) Молитва Иависа или молитва Иисуса? В Евангелии от Матфея 6:5-13 (также см. Лука 11:2-4), Иисус учит нас, как надо молиться:

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, НЕ ГОВОРИТЕ ЛИШНЕГО (Выделено мной), как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. МОЛИТЕСЬ ЖЕ ТАК(Выделено мной): Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Иисус говорит: «Молитесь же так», так мы и должны молиться. Молитва Иисуса была дана нам в качестве образца, которому надо следовать, разговаривая с Богом. (Это вовсе не значит, что молитва Иависа неправильная. В Послании Иакова 5:16b сказано: «Много может усиленная молитва праведного». Молитва Иависа является, несомненно, пылкой молитвой праведного человека). И все же Уилкинсон увещевает людей повторять молитву Иависа дословно, изо дня в день. Это также противоречит поучению Иисуса: «… молясь, не говорите лишнего, как язычники». Уилкинсон представляет молитву Иависа, как одобряемое Библией заклинание, гарантирующее благословение.
2) В книге Молитва Иависа Уилкинсона повествуется скорее о мудрости и настойчивости человека, обращающегося с просьбой, нежели о величии Того, кто откликается на молитву (например, «Моление Иависа – это блестящая, хотя и мало понятная стратегия достижения благословенной жизни», стр.63). Основная тема книги – вера Уилкинсона в то, что Иавис «сделал все правильно» — обнаружил достоверно, что нужно сделать, чтобы получить что-либо от Бога, и именно за это считают его человеком наиболее знаменитым. Уилкинсон намекает на то, что люди, повторяющие молитву Иависа, умнее тех, кто молится по-другому.
3) Уилкинсон намеренно принижает библейский акцент на полной зависимости верующего от Бога – «Когда вы заняты мелкими делами, вам не нужен Бог». Но когда вы собираетесь сделать что-нибудь существенное, согласно Уилкинсону, «сделать то, что выше ваших возможностей» (например, для выполнения повседневных, рутинных обязанностей нам не нужен Бог, потому что мы можем справиться сами), тогда вам «потребуется чудо».(стр.44).
4) Книга поощряет и санкционирует эгоизм, как часть наших отношений с Богом. Библия учит, что в молитве верующий пытается примирить свою волю с волей Бога и подчиниться. Если моя молитва не достигает цели, и я не могу примириться с Божьей волей (как сказано в писании), я должен просить Бога изменить и направить мое сердце. Перемены в наших сердцах, достигнутые за счет изменения желаний – часть процесса освящения. Но в Молитве Иависа не звучит просьба к Богу о перемене в наших сердцах. Здесь поощряется эгоизм. Единственная цель повторения молитвы Иависа состоит в том, чтобы вызвать проявления Божьей благодати и Его чудес – «Вы измените свою судьбу и сверхъестественная благодать будет сопровождать вас повсюду. Отныне Бог будет помогать вам своей чудесной властью. Это будет продолжаться вечно, Он щедро будет изливать на вас Свое величие и славу». (стр.91-92).
5) Успех рассматривается как мера понимания человеком формулы Иависа. Уилкинсону кажется, что он раскрыл формулу успеха – «Вы можете развесить текст молитвы Иависа по стенам в каждой комнате вашего дома, но это ни к чему не приведет. Случится только то, во что вы верите, и поэтому сделайте следующий шаг, и Бог поддержит вас Своей властью, и в вашей жизни начнутся перемены. Когда вы действуете, вы делаете шаг навстречу всему самому лучшему, что дает Бог. Я – живое доказательство. … В этом году (2000) Миссия «Поход» проведет более 2500 библейских конференций – по пятьдесят встреч в неделю. В Миссии сейчас издается по десять журналов каждый месяц для того, чтобы помочь людям, семьям ежедневно возрастать в понимании Сова Божьего. Недавно мы отметили выпуск 100 миллионного экземпляра … ошеломляющее свидетельство Божьей благодати и мощи молитвы Иависа» (стр.87, 88, 89).
6) Последняя часть книги называется «Для чего мы искуплены», здесь подразумевается мысль: мы спасены для того, чтобы, молясь молитвой Иависа, высвободить Божью силу в наших жизнях. Это напоминает учение харизматов – если нам не удается высвободить силу Божью в нашей жизни, мы являемся духовно ущербными.
7) Уилкинсон вникает в каждую просьбу Иависа и, подобно Макс Лукадо, рассуждает о том, что думал и делал Иавис, читая молитву, в подробностях описывает, что произошло с Иависом после молитвы.
(а) «О, если бы Ты благословил меня…!»… Перед глазами моими предстает Иавис, стоящий перед массивными воротами в стене, достигающей неба. Раздавленный скорбями прошлого и ужасами настоящего, он не видит впереди надежды – будущее скрыто во мраке. Но, воздевая руки к небесам, он кричит: «Отче, Отче! Благослови же меня! Прошу Тебя о благословении … об обильном благословении!» (стр.22).
(б) «расширь мои пределы» … Следующая просьба, содержащаяся в молитве Иависа – молитва о расширении территории. … Если бы Иавис работал на бирже Уолл-Стрит, он мог бы воскликнуть: «Господь, сделай так, чтобы возросла стоимость моего инвестиционного пакета!» Я часто общаюсь с президентами компаний и спрашиваю их, что они об этом думают. Когда христианин-бизнесмен спрашивает меня: «Можно ли просить Бога об успехе моего бизнеса?», я всегда отвечаю: «Разумеется!» Если вы занимаетесь благочестивым делом, вы не только можете просить Бога об успехе, имейте ввиду – Он ждет, когда вы об этом попросите. Ваш бизнес – это территория, доверенная вам Богом. (стр.30-31).
(в) … Третья отчаянная мольба Иависа «О … охрани меня от зла». Последняя просьба Иависа – блестящий стратегический ход, понимаемый немногими, ведущий к обретению благословенной жизни. Ведь вы расширяете пределы вашей обычной жизни, завоевывая новые пространства для Бога. Догадываетесь, кому вы перешли дорожку? В предыдущей главе мы говорили о молитве о ниспослании нам сверхъестественной силы, необходимой для преодоления нашей слабости; а здесь мы молим о сверхъестественной защите от известной сатанинской способности заставлять нас явиться через секунду (стр.63). Верите ли вы, что сверхъестественный Бог откроется ради того, чтобы охранить вас от зла и защитить ваши духовные завоевания? Иавис верил в это и действовал сообразно своей вере. Поэтому в его жизни не было боли и скорби, происходящей от зла. (стр.74).

Откуда он все это взял? Иавис более нигде не упоминается в Библии. Более того, его одинокая молитва не раскрывает ни его положения, ни мыслей и чувств, ни отношений с Богом до и после молитвы. Рассуждать, как это делает Уилкинсон, значит допускать вольное обращение с Библией и нарушать заповедь Бога – не добавлять ничего к Писанию.
8) Для доказательства правоты своего метода Уилкинсон пользуется рассказами об успехах отдельных личностей (например, харизматическая «теология рассказов»). Он приводит сотни (а может быть тысячи ) примеров того, как люди, повторявшие молитву Иависа, достигли процветания благодаря бездумному повторению молитвы. На веб-сайте Уилкинсона даже есть форум, где обсуждаются истории успеха. С таким же успехом можно пересказывать истории последователей ислама, добившихся успеха, благодаря ежедневной молитве, которую они произносили, обратясь в сторону Мекки. Они совершенно уверены в том, что именно это – залог их благосостояния. Другие верят в йогу, таро, магические кристаллы и другие вещи, приносящие успех. Опыт никогда и ничего не доказывает – вес имеет только Слово Божие.
9) Формула, которую проповедует Уилкинсон, не оставляет Богу возможности сказать «НЕТ» или «ПОДОЖДИ». Произносите с верой молитву Иависа, и вы получите прирученного Бога. И все же Библия учит, что когда человек уверовал в Христа, отношения с Ним строятся на основе полного подчинения воле Бога и признания Его абсолютного права делать с нами все, что Ему угодно. Зачастую это значит, что Бог отвечает «нет» на наши молитвенные просьбы. Согласно Уилкинсону, лишь грех, присутствующий в нашей жизни, может помешать эффективному действию молитвы Иависа.

О, как много верующих христиан желали бы, чтобы Брюс Уилкинсон оказался прав – тогда они могли бы повторять одно и то же вновь и вновь в течение месяца, и Бог будет обязан благословить их и привести их к процветанию. Но цели и пути Бога в наших жизнях выше нашего понимания, и иногда мы видим Его благословение лишь спустя месяцы и годы после того, как Он посылает их нам. (Бытие 50:20). Мы не можем узнать мысли Бога и не можем заставить Его ниспослать нам благословение. Мы не можем и не будем никогда контролировать Его и манипулировать Им. Если бы это было возможно, Он не был бы Богом, и тогда Он не был бы достоин молитвы, поклонения и хвалы.

Джеймс Добсон поддержал Молитву Иависа, и это вызвало резкое увеличение продаж книги. Добсон одобрил то, что можно было бы назвать по-другому: евангелие благосостояния или теологией «назови товар и получи его».

Настоящей трагедией для книги Брюса Уилкинсона станет ситуация, когда отчаявшиеся люди последуют его совету и начнут повторять молитву Иависа день за днем в течение месяца и увидят, что в их жизни ничего не происходит, или что дела их становятся все хуже. В книге не обсуждается вопрос о том, что нужно делать если вам кажется, что молитва не достигает цели (например, умирает ребенок, распадается брак, потеряна работа, исцеление не наступает и т.д.). Многие попробуют найти причины. И все же Уилкинсон гарантирует, что молитва сработает. Ясно, что молитва, не достигшая цели, разрушает веру.
Вера, которую проповедует Уилкинсон – мелкая, ориентированная только на результат. Предполагается, что она гарантирует успех; в противоположность глубоким, терпеливым, любовным отношениям с Отцом, который поддерживает нас в страданиях, неудачах и победах.

Заключение

ЕСЛИ я распят вместе с Христом, ЕСЛИ Я, живущий на свете, больше не Я, а Христос, живущий во мне, и жизнь во плоти Я проживаю через веру в Сына Божьего, который любит меня так, что пожертвовал Собой ради меня, ТОГДА молитва Иависа не имеет никакого отношения к моей жизни. Почему? Потому что живущий во мне Христос станет просить у Отца благословения не для Себя, а для людей, окружающих меня. И нам следует молиться в первую очередь не за себя, а за соседа.
Кроме того, неужели мне не достаточно благословения Господа Иисуса, присутствующего в моей жизни, благословения вечной жизни? Если я верую в то, что Он печется о моем благе, и я полагаюсь на Его обещание обеспечить меня, мне не нужно просить о благословении. Того, что Он дает мне, достаточно. И если Он увидит, что мне чего-нибудь недостает, Он ответит на мои нужды.

Biblical Discernment Ministries — Revised 5/01 (перевод сделан служением «Глазная Мазь»)

{ 11 comments… read them below or add one }

Максим Сентябрь 29, 2010 в 00:01

Ощущение,что Вы вообще не читали книгу или не поняли смысла.А уж о том,знаете Вы Бога или нет, даже можно не комментировать.Знать Библию и знать Бога не одно и то же.Всё равно что прочитав книгу о человеке заявить,что я его лично знаю.Абсурд.Только интенсивная отважная молитвенная жизнь,поиск Бога в своём сердце и сможет Вам открыть самого Бога и то послание,что заключено в Молитве Иависа.Удачи)))

Ответить

serge Сентябрь 29, 2010 в 00:27

ощущение что и вы Максим не читали или эту книгу или Библию

Ответить

максим Сентябрь 29, 2010 в 08:16

Тут второй Максим я вижу появился.

Ответить

Андрей Январь 22, 2011 в 11:24

Сердечно благодарю за информацию к размышлению! Я немало просмотрел семинаров Уилкинсона, очень много полезного взял для себя, но где то внутри всегда было побуждение быть очень внимательным, не заглатывать все сразу, но тщательно пережевывать. Ну и конечно интересно было узнать кто он, чем дышет, его понятия в других вопросах. Картина прояснилась. Теперь буду еще более осторожен.
А друзьям оставившим предыдущие комментарии хочу сказать, для меня достаточно его цитат с книги (даже не обращая внимания на автора статьи) и Слова Божия чтоб понять все что происходит.
Нет, я не отказываюсь от его семинаров, там повторюсь много есть полезного, но нужно всегда стоять на страже сердца своего, несмотря на то, к какой церкви ты принадлежишь либеральной или даже самой самой фундаментальной.
А «евангелие благосостояния» всегда будет приятно для плоти, и ей ох как не хочется с ним расставаться. НО ЕЁ МЕСТО, НА КРЕСТЕ. Понятно почему многие этого не понимают: Кор.1:18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
Да благословит Бог всех искренно любящих Его тем благословением, которое он приготовил Сам для них, а не то какое мы захотим.
Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
(Прит.10:22)
P.S. Хотелось бы узнать еще более подробно о Чипе Ингреме.

Ответить

Алекс Январь 23, 2011 в 01:15

Я практически просмотрел все семинары Уилкинсона.Остановился тогда,когда увидел,как он совмещает несовместимые вещи,гомосексуализм и веру…
С этого момента я понял,что его цель успокоить «христиан»,мол всё хорошо,немножко нужно покаяться.

Ответить

Аня Сентябрь 28, 2012 в 18:00

Здравствуйте, скажите, где можно найти проповеди Брюса Уилкенсона — «Роль мужа в семье» на английском языке без перевода? — спасибо)

Ответить

Юрий Ноябрь 12, 2012 в 22:40

Да! ребята! не раз уже сталкивался в интернете с вашими умозаключениями!!! и не только на этом ресурсе но и на ереси нет и на каналах вашей пропаганды в ютубе!!!! как говорится- собаки лают а караван идёт!!!

Ответить

Галина Кочерга Январь 9, 2015 в 08:45

«Только интенсивная отважная молитвенная жизнь» — написали Вы, является ключом к познанию Бога. Этап этот был пройден — молились очень много и очень долго (я имею в виду в собрании), на личные молитвы Бог отвечал всегда. Прежде всего, надо стать учеником Иисуса Христа:»…научитесь от Меня, ибо Я КРОТОК И СМИРЁН сердцем» (это довольно долгий процесс), представив «тела наши в жертву ЖИВУЮ, святую, благоугодную Богу для РАЗУМНОГО служения нашего», абсолютно доверяя Богу (скорбь — терпение — опытность -надежда) — тогда молитвы наши будут по духу (Дух Святого Сам будет показывать, о чём молиться), а значит, и эффективны.

Ответить

Tatiana Июль 6, 2017 в 08:45

«Но в Молитве Иависа не звучит просьба к Богу о перемене в наших сердцах.»- Ваша фраза значит, что о перемене в наших сердцах в лучшую сторону следует говорить в ЛЮБОЙ молитве к Богу. «Господи, спаси и сохрани», следуя вашей логике, неправильная молитва. Иавис просит о «распространении» (расширении) пределов своих, то есть об увеличении своих возможностей. Поскольку это глубоко верующий человек, просит он о том, чтобы Бог даровал ему силу в молитве, силу противостать злу, возможность трудиться на ниве Божией. Я часто молюсь этой молитвой. Рассуждения Уилкисона не всегда бесспорны. Я полаю, это оттого что его мировоззрение глубоко западное, русскому сознанию во многом чуждое.

Ответить

alivantsov@yandex.ru Июль 7, 2017 в 00:46

Правильная молитва — это «Отче наш». Дословно повторять ее не нужно, т.к. Бог смотрит не на слова, а на состояние сердца, с которым произносятся слова.
Бог отвечает на те слова, которые исходят из глубины сердца. Вилкинсон же предлагает повторять слова Иависа как формулу, которая изменит наши обстоятельства. Это заблуждение.

Ответить

Андрей Март 21, 2018 в 15:30

Если взяться, то можно придраться к каждому автору. Даже Петр имел придирку к Павлу. И вопрос, который поднимает Петр, не простой. Этот вопрос, касается спасения. Потому, что некоторые извращая учения Павла, превращали это в свою погибель.
Таким образом, следуя логике этого размышления, нужно перечеркнуть и молитвы пророков, и почти весь Псалтырь, и Павла.
Глазная грязь, просьба оставьте Бога быть суверенным. И давать ответы на молитвы. ВЕДЬ ИАВИСУ ТАК И НАПИСАНО — И Бог ниспослал ему, что он просил. (1. Паралипоменон 4:10), Разве бы Бог отвечал Ему если бы Молитва была неправильной?
Более ТОГО, автор этих размышлений сравнивает молитву живому Богу, с молитвой Будде, с йогомедитацией — ЖАЛЬ, ЧТО В ЭТОЙ МОЛИТВЕ ОН ВИДИТ ТОЛЬКО ФОРМУЛУ ЗАКЛИНАНИЯ.
Когда Брюс объясняет все в деталях.
ПЕРЕСТАНЬТЕ БЫТЬ СПАСИТЕЛЯМИ ВСЕГО МИРА

Ответить

Cancel reply

Leave a Comment

Previous post:

Next post: