Ранняя церковь о первом дне недели, дне Господнем, воскресном дне как дне собрания христиан

by Vladimir Khubiryants on Май 24, 2012 · 1 comment

Не мог удержаться, чтобы не опубликовать отдельным постом ответ брата Генадия Гололоба, на аргументы субботствующего «Библиократа», который какое-то время в комментариях дискутирует в пользу соблюдения субботы и некоторых других докторин адвентистов 7 дня.  Вот само обсуждение тут http://www.glaznayamaz.org/adventizm-vo-svete-pisaniya-gololob-g-a/#comment-25203

«Приветствую Вас, брат (простите, не знаю Вашего настоящего имени) Библиократ. Если Вам угодно, основывать свои убеждения не на Писании, а на учении Ранней Церкви, то думаю, что и оно только подтверждает наше мнение, основанное на сказанном в тексте Кол. 2:14-23. Вместе с «активной» трактовкой Христом субботы и Посланием к евреям, указывающим на символическое, частичное и временное содержание закона, наши доводы трудно опровергнуть, хотя мы и понимаем, что некоторое время первые христиане, будучи иудеохристианами, почитали и субботу.

К сожалению, Вы процитировали не «весь» этот отрывок из Послания Варнавы, посчитав опустить следующие слова, явно Вам не понравившиеся: «Притом сказано: «освящай его руками чистыми и сердцем чистым». Итак, мы заблуждались бы, если бы думали, что кто-нибудь, не имея сердца во всем чистого, может ныне освятить тот день, который освятил Бог. Следовательно, тогда только кто-нибудь прекрасно успокоится и сможет освятить его, когда мы будем в состоянии делать праведное, получивши обетование, когда не будет уже беззакония, и все чрез Господа станет новым. Тогда мы будем в состоянии освятить тот день, освятившись наперед сами». Здесь их автор указывает на невозможность почитания субботы при «старом порядке». В любом случае, Послание Варнавы под «восьмым днем» подразумевает именно «воскресение» (Послание Варнавы, гл. 15, пар. 9; ср. 2 Еноха, гл. 33, пар. 7). Хотя идею субботнего покоя, как смысл воскресного дня (ср. Евр. 4 гл.), автор этого послания связывает с будущим Приходом Христа на землю, следующие его слова толковать не приходится: «Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того, как явился верующим, вознесся на небо».

Впрочем, и остальные рассуждения Варнавы полностью соответствуют сказанному в Послании к евреям о временном характере почитания субботы и замены ее на воскресение. И в этом смысле они имеют прямое отношение к христианской Церкви, на что указывают и явные параллели с «Дидахе». Поэтому у нас нет оснований считать, что автор Послания Варнавы выдумывал эсхатологическое использование идеи субботнего покоя. По крайней мере, Иоанн Мейендорф считает его вполне церковным учением, говоря о подобных же взглядах Иустина Мученика: «Представление о том, что конец мира тоже произойдет в воскресенье, основывалось на том, что Христово Воскресение было началом, предчувствием, предвосхищением конца мира и победой будущего Царства». Его духовное понимание субботы вполне отвечает аллегорическому толкования Ветхого Завета, предпринятому всеми новозаветными авторами. Неудивительно, что Послание Варнавы содержится в Синайском кодексе.

Подобно этому автору призывает верующих «не субботствовать» и Игнатий Антиохийский (Послание к Магнезийцам, гл. 9). Поэтому он писал: «Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога» (там же, гл. 10). Разве не мог этот автор подчеркивать важность жизни воскресения, не ущемляя при этом авторитет субботы? Мог, но он этого не сделал, и мы понимаем почему. Разумеется, ветхозаветные пророки предвкушали новозаветные блага и именно в этом смысле «не субботствовали». В любом случае, «субботствование» Игнатий противопоставляет «новому упованию». Если бы он почитал субботу, он никогда бы не прибегнул к такому термину и его противопоставлению «новому порядку».

Весьма надуманно относить автора Послания Варнавы к гностикам, поскольку наличие в нем кумранских элементов нельзя отождествлять с гностицизмом. Скорее дуализм этого послания определялся связью с античной философией через учение Филона Александрийского, что, впрочем, прослеживается и у некоторых новозаветных авторов. Конечно, можно спорить о том, было ли это частное мнение отдельных христиан или же общехристианский обычай, однако Послание Варнавы и Послание Игнатия Антиохийского к магнезийцам не единственные наши доказательства почитания воскресения первыми христианами, почерпнутые не из Нового Завета. Поэтому здесь Вы явно проанализировали не все наши источники. Попробую восполнить этот Ваш пробел.

«В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение» (Иустин Мученик, Апология первая, гл. 67, пар. 7). Это первое упоминание ранними отцами Церкви о почитании первыми христианами воскресного дня, сделанное примерно в 150 г. по Р.Х. При этом Иустин следовал римскому названию этого дня недели, позаимствованному от египтян, которые называли дни недели именами солнца, луны и пяти планет. Примечательно, что выше (пар. 3) Иустин утверждает о двух обычаях у первых христиан, совершаемых в воскресение: 1) совершать Вечерю Господню, что в точности соответствует сказанному в тексте Деян. 20:7 и 2) собирать в этот день пожертвования в пользу нуждающихся, что полностью соответствует тексту 1 Кор. 16:2.

Тертуллиан ок. 200 г. по Р.Х. упоминает о том, что первые христиане соблюдали субботнее предписание о воздержании от работы в воскресные дни (О молитве, гл. 23).

Он также подтверждает свидетельство Иустина о том, что первые христиане почитали воскресение под именем «дня солнца»: «Некоторые думают гораздо разумнее и правдоподобнее, именно: солнце наш Бог. Мы поэтому будем причислять себя к персам, хотя покланяемся солнцу, изображенному не на полотне; так как имеем его везде на его небесном своде. Не вдаваясь в подробности, скажем, что мнение это произошло от того, что узнали, что мы молимся, обратившись лицом на восток. Но и многие из вас, когда бывает угодно помолиться небесным богам, обращаются лицом туда же. Равным образом, если мы празднуем день солнца, то совсем по другой причине, а не потому, чтобы мы боготворили солнце» (Тертуллиан, Апология, гл. 16).

Однако имеются и более ранние свидетельства в пользу отождествления «воскресения» с «днем Господним». Тот факт, что выражение «день Господень» из Откр. 1:10, скорее всего, обозначает воскресение, доказывается таким же его использованием ранними отцами Церкви. Так Игнатий Антиохийский писал к магнезийцам ок. 115 года по Р.Х. следующее: «Не живите больше для субботы, но для дня Господня» (Игнатий Антиохийский, Послание к магнезийцам, гл. 9, пар. 1). В «Дидахе» (ок. 120 г. по Р.Х.) христианам предписывалось собираться в «день Господень» для совершения богослужения (Дидахе, гл. 14, пар. 1). Об этом же говорится и в апокрифической книге «Евангелие от Петра» (ок. 130 г. по Р.Х.). Наконец, согласно Плинию, христиане встречались на рассвете в «определенные дни» для совершения Вечери Господней (Письмо к Траяну, 10.96.7). Поскольку Плиний прекрасно знал, что святым днем евреев была суббота, но не указал на это, значит он имел в виду другие «определенные дни», которые почитали христиане. Да, и невероятно, чтобы Вечерю Господню первые христиане соблюдали именно в субботу.

Стало быть, время почитания воскресного дня прямиком восходит к апостольскому времени. Поэтому мы имеем вполне определенные (как из Писания, так и из истории Церкви) свидетельства в пользу нашего мнения. Ваша же трактовка этих фактов не может изменить их буквальный смысл. Впрочем, мы не отрицаем внутреннего содержания субботы, но считаем, что она неразрывно связана с законом, который со времени Иисуса Христа перестал выполнять спасительные функции. Поэтому мы вполне можем считать, что внутреннюю идею субботы – покой – унаследовало в духовном смысле воскресение. В этом смысле важность субботней идеи сохраняется и для христиан, в полном соответствии со сказанным в Евр. 4. Это объясняет, почему Христос не отвергал субботнего дня, а указывал на внутреннюю его сущность, которая была выражена не в пассивном бездействии покоя, а в активной силе воскресения. Желаю Вам Божьих благословений!»

Желаю тебе и твоей семье Божьих благословений!

{ 1 comment… read it below or add one }

SLAVIK Июнь 9, 2012 в 22:44

ne soglasen!!!hotia wi mojete Sabes i ne sobludat eto washe delo,no i sapretit ne imeete nu nikaaaaaaaaaaaaaaaaaaakogo prawa!!!!Amen!Ieshua Hamashiach!!!!Zar Israelia!!!!!!

Ответить

Cancel reply

Leave a Comment

Previous post:

Next post: