Post image for Не могут гонители быть Истинной Церковью и последователями Христа

Не могут гонители быть Истинной Церковью и последователями Христа

by Vladimir Khubiryants on Сентябрь 6, 2011 · 1 comment

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

(перевел Максим Иконен)

 

Ниже приводится отрывок из книги «История церквей с точки зрения баптиста».

Хотя реформаторы-протестанты 16-18 веков требовали религиозной свободы от Римско-католической церкви, сами они часто не давали свободы другим. Факт, который редко упоминается в историях церквей и поэтому малоизвестен, заключается в том, что протестанты периода Реформации преследовали баптистов, а также других верующих, которые были с ними не согласны.

ЦВИНГЛИ В ЦЮРИХЕ (ШВЕЙЦАРИЯ) БЫЛ ГОНИТЕЛЕМ

  1. Прежде чем усвоить баптистские принципы, лидеры анабаптистов Конрад Гребель (1498-1526), Феликс Манц и Георг Каякоб присоединились к Цвингли в начале его служения в Цюрихе. В отличие от Цвингли, они оставили протестантизм и преданность государственной церкви и обратились к настоящей новозаветной вере и практике.
  2. К концу 1924 г. Гребель и Манц заняли твёрдую позицию против крещения младенцев и пожелали основать истинную церковь, состоящую только из возрождённых крещённых членов с простым обрядом вечери Господней как воспоминанием Его страданий.
  3. 17 января 1525 г. в Цюрихе в присутствии городского совета был проведён диспут между Цвингли и противниками крещения младенцев. Решение не заставило долго себя ждать. На следующий день, 18 января, совет постановил, что все младенцы должны быть крещены в течение 8 дней с момента рождения, а те, кто откажется крестить своих детей, будут изгнаны из города. Ещё одно постановление от 21 января запретило всем противникам крещения младенцев собираться вместе или публично высказывать своё мнение.
  4. В тот день, когда городской совет издал первое постановление, Гребель, Манц, Каякоб и другие, согласные с их мнением, собрались вместе в знак несогласия с постановлением, но в послушании Божьему слову, и решили создать церковь, основанную на библейских принципах, насколько они понимали их на тот момент. После исповедания своей веры в Иисуса Христа Каякоб первым принял крещение из рук Гребеля; затем Каякоб по очереди крестил остальных. Сначала крещение проводили путём окропления, но позднее установили погружение в воду. В течение недели было крещено 35 человек.
  5. В марте того же года Городской совет, который находился по сильным влиянием Цвингли, издал строгий эдикт против анабаптистов. Эдикт был ратифицирован в ноябре:

«Без сомнения, вы знаете и слышали от многих, что некоторые чудаки, которые вообразили, что они образованы, уже долго и дерзко привлекают внимание своими проповедями, которые не имеют никакого основания в Священном писании, и без разрешения и согласия церкви утверждают, что крещение младенцев – это дело дьявола, а не Бога, и поэтому не должно практиковаться… Поэтому мы постановляем и приказываем, что отныне повторное крещение запрещено для всех мужчин и женщин, мальчиков и девочек, а крещение младенцев разрешено; на противников данного эдикта будет наложен штраф в количестве 1 марки за каждое нарушение. ЕСЛИ ЖЕ ТАКОВЫЕ БУДУТ ПРОДОЛЖАТЬ УПОРСТВОВАТЬ, ТО К НИМ БУДУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ САМЫЕ СТРОГИЕ МЕРЫ, ибо послушного мы защищаем, а непослушного мы наказываем по всей строгости закона согласно его проступкам. Это должно быть правилом для всех. Указ подтверждён настоящим публичным документом с печатью нашего города и оглашён в День св. Андрея 1525 после Р.Х.».

  1. Анабаптисты и их лидеры, включая Гребеля и Манца, были брошены в тюрьму.
  2. В декабре 1527 г. Феликс Манц, Якоб Фальк и Генри Райман были казнены путём утопления. Совет издал декрет Qui mersus fuerit mergatur, то есть «Тот, кто погружает, будет погружён». Лидер протестантов Гастинс  написал: «Им нравиться погружение – давайте погрузим их» (De Anabaptiami, 8 Basite, 1544, цитируется Кристианом). Баптисты были переданы палачу, который связал им руки, посадил их в лодку и бросил в воду. Некоторые протестанты издевательски назвали это событие «третьим крещением».

Баптист-мученик Феликс Манц (1498-1527) был очень образованным человеком, владеющим латынью, греческим и ивритом. Когда его вели по Цюриху к лодке, он славил Бога за то, что ему предстояло умереть за истину Божьего слова. Его старая мать и верный брат увещевали его быть стойким даже в смерти. После его слов «В Твои руки, Господи, я вверяю дух свой» он был жестоко утоплен. Лидер протестантов Генри Буллингер написал отчёт о казни Манца и поддержал её (Reformations Geschichte, II. 382, цитируется Кристианом).

  1. Ещё один баптист, который подвергся гонениям в Цюрихе под влиянием Цвингли, был БАЛТАЗАР ХЮБМАЙЕР.

Это был очень образованный человек и близкий друг Цвингли в ранний период его служения, вместе с котором они боролись с римским католицизмом. Но Хюбмайер желал следовать Библии во всех вопросах, отверг крещение младенцев и стал баптистом.

Он написал серьёзные книги в защиту своей веры, одной из которых была апологетика крещения по вере. Он говорил: «Заповедь повелевает крестить тех, кто уверовал, Итак, крестить тех, кто не верит, нельзя». Он был прав.

Он также написал книгу против преследований и озаглавил её «О еретиках и тех, кто их сжигает». Он учил, что нет Божьей воли на то, чтобы сжигать людей за их веру, и что дело церкви – в спасении людей, а не в их уничтожении.

Протестанты Цюриха бросили его в тюрьму в январе 1526 г. и подержали его там 4 месяца. Его обращение к старому другу Цвингли осталось без внимания. Его жена также была в тюрьме, а его здоровье было подорвано, так незадолго до тюремного заключения он оправился от смертельной болезни.

В этом состоянии печали и смущения он был предан пытке на дыбе протестантскими властями, а 6 апреля 1526 г. сломленный узник согласился отречься от своей веры.

Жители Цюриха были приглашены в кафедральный собор, чтобы услышать отречение этого известного баптистского проповедника. В начале Цвингли произнёс проповедь против еретиков. После этого все устремили свои взоры на Хюбмайера, который вышел вперёд для отречения. Как только он начал произносить отречение, он поник головой и заплакал. Внезапно его, в агонии и мучениях, укрепил Господь, и он вскричал: «КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ – НЕ ОТ БОГА, И ЛЮДИ ДОЛЖНЫ КРЕСТИТЬСЯ ПО ВЕРЕ В ХРИСТА!». Началось смятение. Некоторые стали кричать на него, другие же выражали одобрение. Городские чиновники быстро отправили его обратно в темницу.

 

Там он написал слова благословенной молитвы Богу: «О, бессмертный Бог, вот моя вера. Я исповедую её сердцем и устами, и свидетельствовал о ней перед церковью своим крещением. Я прошу Тебя быть ко мне милостивым и хранить во мне эту веру до конца, и если мне будет грозить отступление из-за плотского страха и робости перед тиранией, пыткой, мечом, огнём или водой, то сейчас я прошу Тебя о помощи. О, мой сострадательный Отец, подними меня вновь благодатью Святого Духа и помоги, чтобы мне не умереть в неверии. Об этом прошу Тебя от всего своего сердца через Иисуса Христа, Твоего возлюбленного сына, нашего Господа и Спасителя. Отец, на Тебя возлагаю веру свою, помоги мне не постыдить Тебя».

 

На эту молитву последовал ответ, потому что Хюбмайер продолжил своё служение Господу и был верен до смерти. После того как его выпустили из Цюриха, он перебрался в Моравию, где успешно трудился и привёл немало душ к Господу. 10 марта 1528 г. он был сожжён на костре в Вене. Хюбмайер умер в той вере, которую проповедовал. Его верная жена-христианка была утоплена спустя 8 дней.

 

  1. Примерно в это время Цвингли написал злобную книгу против анабаптистов под названием Elenchus contria Catabaptistas, то есть «Опровержение ухищрений анабаптистов, или прогруженцев». Он назвал анабаптистов «дикими ослами» и другими оскорбительными выражениями и сказал, что их погружение – из преисподней, а сами анабаптисты пойдут в ад.

10.   В это же время в г. Санкт-Галлен начались преследования баптистов. Проповедники-баптисты Конрад Гребель и Эберле Польт с большим успехом проповедовали в этом городе, и тысячи людей со всех окрестностей исповедовали Христа и принимали крещение по вере.

 

С подачи Цвингли, городской совет Санкт-Галлена решил утопить проповедников, если они не покинут территорию города. 9 сентября 1527 г. совет издал следующий указ:

«Чтобы уничтожить с корнем опасную, нечестивую, непокорную и мятежную секту баптистов, мы постановили: Если кто-либо будет заподозрен в перекрещении, то магистрат должен предупредить его покинуть территорию города под страхом установленного наказания (утопление). Каждый человек должен доносить на тех, которые симпатизируют перекрещению. Виновный в нарушении данного постановления подлежит наказанию, определяемому магистратом. Учителя крещения, проповедники-крестители, лидеры несанкционированных собраний ПОДЛЕЖАТ УТОПЛЕНИЮ. Освобождённые из тюрьмы, которые поклялись не участвовать в подобной деятельности, подлежат тому же наказанию. Заезжие баптисты должны быть изгнаны; если они вернутся, они ПОДЛЕЖАТ УТОПЛЕНИЮ. Никто не имеет разрешения выходить из [Цвинглианской] церкви и отсутствовать на Святой Вечере. Кто покинет одну юрисдикцию и перейдёт в другую, подлежит изгнанию или выдаче по требованию».

 

Указ от 26 марта 1530 г. был ещё суровее: «Все те, кто относится к лжесекте баптистов, сочувствует их учению и посещает несанкционированные собрания, подлежит самому суровому наказанию. ЛИДЕРЫ БАПТИСТОВ, ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И УКРЫВАТЕЛИ ПОДЛЕЖАТ  БЕСПОЩАДНОМУ УТОПЛЕНИЮ. Те же, кто помогает им и отказывается донести на них или арестовать их, подлежат иным телесным наказаниям и конфискации имущества как опасные и безбожные лица».

 

11.   Эта протестантская инквизиция была очень похожа на католическую. Протестанты требовали, чтобы каждый гражданин соблюдал установленную ими доктрину и практику под страхом смерти. Они также требовали, чтобы каждый гражданин доносил о местопребывании диссидентов. Преследованиям подвергались не только диссиденты, но и все те, кто любым способом помогал им и отказывался быть осведомителем.

12.   Цвингли был лицемером в вопросе преследований. Он выступал против католиков, когда те преследовали протестантов, но поддерживал гонения баптистов. В его 67-ми тезисах против Рима Цвингли писал: «Никакие методы принуждения не могут быть использованы против тех, кто находится в заблуждении и не признаёт его, кроме тех случаев, когда они подстрекают к мятежу и нарушают мир других людей». Тем не менее, он игнорировал свои собственные правила и принуждал других верить так же, как он сам. Баптисты не были мятежниками. Они не пытались устроить государственный переворот. Они всего лишь желали мирно жить согласно своей вере.

13.   Протестантские преследования продолжились в 17 веке. «На совете Женевы в 1632 г. Николас Антуан был осуждён на повешение и сожжение за несогласие с доктриной Троицы; а в Базеле и Цюрихе со времён Реформации ересь считалась преступлением, наказуемым смертью. Судьба Дэвида Джорджа и Феликса со всей очевидностью свидетельствует об этом» (Дж.Дж. Стокдэйл. История инквизиций, 1810, с. 28).

14.   Ещё в 1671 г. семьсот человек – бездомных и обездоленных – было изгнано из Берна. Страдания их – как молодых, так и старых – были огромны (Ричард Кук. История баптистов, 1888, с. 65).

НЕМЕЦКИЕ ЛЮТЕРАНЕ БЫЛИ ГОНИТЕЛЯМИ

  1. Как Мартин Лютер относился к гонениям.

При рассмотрении этого вопроса важно понимать, что Лютер менял свои взгляды на многие важные вопросы. К примеру, в начальный период Реформации Лютер учил, что верующих надлежит крестить с помощью погружения.

Затем он изменил своё мнение. В своём немецком Новом Завете он перевёл слово «крестить» с помощью глагола dip («погружать», «окунать»), что является правильным переводом действия, когда сначала погружают в воду, а затем вынимают из неё. Слово «immersе», с другой стороны, не имеет дополнительного значения «вынимать из воды».

В 1518 г. он учил не только о том, что слово «крестить» означает «погружать, но о том, что значение самой заповеди указывает на погружение. «Само значение заповеди требует, чтобы старый человек и греховное рождение от плоти и крови были полностью утоплены в благодати Божьей. Поэтому человек должен исполнить как сущностную, смысловую часть заповеди, так и внешнюю, ритуальную. Ритуальная часть заключается в том, что человека погружают в воду во имя Отца и т.д., но не оставляют там, а вынимают снова. Поэтому она и называется – поднять из глубин или из купели. Итак, и погружение, и поднятие являются знаком. Смысловая же часть состоит в спасительной смерти для греха и воскресении по благодати Божьей. Крещение – это купальня нового рождения, а также утопление грехов» (Лютер. Opera Lutheri, I. 319, издание форматом в пол-листа).

Здесь Лютер звучит, как баптист, но в то же время он защищал небиблейскую практику крещения младенцев. Вскоре он окончательно отказался от дебатов по крещению и стал врагом анабаптистов.

Лютер также изменил своё мнение относительно гонений и кровопролития. В ранний период Реформации он не поддерживал смертную казнь еретиков, хотя выступал за их преследования и изгнание. «Хотя он был по своей натуре горячим и жёстким, он отвергал смертную казнь еретиков. Вот что он говорит в своих сочинениях: «Я питаю сильное отвращение к кровопролитию, даже тогда, когда его заслуживают. Я тем более боюсь его, что паписты и евреи, оправдывая кровопролитие, убивали святых пророков и невинных людей, и я опасаюсь, что то же самое будет происходить и среди нас, если даже в одном единственном случае казнь бунтовщиков будет оправдана законом. Поэтому я никак не могу согласиться с тем, чтобы лжеучителей предавали смерти». Все же остальные виды наказаний он, по всей видимости, оправдывал как вполне законные, ибо после вышеприведённого отрывка он добавляет, что будет вполне достаточно изгнания. В соответствии со своими принципами, он убедил курфюрстов Саксонии изгнать из своих владений последователей Цвингли за то, что они расходились с ним в вопросе евхаристии, и не вступать с ними ни в какие союзы в их общей борьбе с католиками, которые пытались их уничтожить… Он также написал Альберту, герцогу Прусскому, и убедил его изгнать их из его владений» (Дж.Дж. Стокдэйл. История инквизиций, 1810, с. 27-28).

Позже Лютер кардинально изменил своё мнение. Он поддержал тотальное уничтожение крестьян-бунтовщиков: «Но когда немецкие крестьяне попытались воспользоваться этой «свободой» для себя, свергнуть своих князей и получить независимость, Лютер возвысил свой голос против них: «Крестьяне не станут слушать; они никому не позволят что-либо сказать. Их уши нужно раскрыть пулями, чтобы их головы скатились с их плеч… Никакой милости к этим упорным, ожесточённым, слепым крестьянам, но пусть каждый, кто только способен, рубит, колет, убивает их, как бешеных собак… чтобы мир и безопасность были восстановлены» (Мартин Лютер. Werke, Erlangen edition, т. 24, с. 294; т. 15, с. 276). Сочинения Лютера о крестьянских войнах полны подобных выражений. Когда на закате его жизни его укоряли за этот жестокий язык и за подстрекательство местных князей к немилосердному уничтожению крестьян (они убили более 100 000 человек), Лютер дерзко ответил: «Это я, Мартин Лютер, убил всех крестьян во время бунта, потому что именно я повелел убивать их. Кровь всех их – на мне. Но я возлагаю её на нашего Господа Бога, Который повелел мне так говорить» (Мартин Лютер. Werke, Erlangen edition, т. 59, с. 284).

Лютер также восстал против анабаптистов, которым он однажды симпатизировал: «Ещё печальнее тот факт, что Лютер проявил ту же жестокость по отношению к анабаптистам, которые попробовали применить принцип «свободы» к самим себе. Хотя он знал, что есть и мирные, безобидные анабаптисты, и радикальные социальные революционеры-отщепенцы, он осудил их всех и одобрил политику уничтожения» (Уильям МакГрат. Анабаптисты: не католики и не протестанты).

  1. В 1529 г. представительный СЕЙМ В ШПЕЕРЕ провозгласил смертный приговор всем анабаптистам. На этом сейме присутствовали римско-католические и протестантские князья и лидеры государства. Они ненавидели друг друга и не смогли договориться даже на этом сейме, но они ненавидели анабаптистов ещё больше!

 

  1. Декларация сейма сильно ускорила программу уничтожения, которая уже действовала на тот момент.

«400 специальных полицейских были наняты специально для охоты на анабаптистов и немедленной их казни. Затем выяснилось, что полицейских не хватает, и группа возросла до 1000… тысячи анабаптистов стали жертвами одного из самых распространённых гонений в христианской истории… Пылающие дрова и дымящиеся эшафоты отметили их путь по всей Европе» (Галли).

 

  1. В 1538 г. курфюрст Гессенский, лютеранин, написал английскому королю Генриху VIII и призвал его преследовать анабаптистов. Он свидетельствовал: «В Германии нет ни одного правителя – паписта или исповедника евангельского учения (протестанта), – который терпел бы этих людей, попадись они ему в руки. Все сразу предают их наказанию. Мы проявляем справедливую умеренность, которую Бог требует от всякого доброго правителя. Если кто-нибудь упрямствует в безбожных и нечестивых ересях этой секты, не поддаваясь учению истинных учителей, то таковой долго сидит в тюрьме, где его иногда серьёзно наказывают; тем не менее, с ним обходятся так, чтобы он не скоро умер, в надежде на исправление; и насколько есть надежда, настолько ему позволяют жить. А если надежды уже нет, то его предают смерти» (Эванс. Первые баптисты в Англии, ч. 2). Вот вам и протестантская «умеренность»!
  2. «Зекендорф также рассказывает нам, что юристы-лютеране Виттенберга осудили на смерть некого Пестелия за то, что тот был цвинглианцем, хотя курфюрст Саксонии выразил своё неодобрение. Несколько анабаптистов были также преданы смерти за то, что упрямо проповедали свои заблуждения» (Дж.Дж. Стокдэйл. История инквизиций, 1810, с. 28).

 

  1. УРБАН РЕГИЙ был главой лютеран в Аугсбурге и преследовал баптистов.

В 1528 г. он написал книгу против баптистов. Иллюстрация на титульном листе книги продемонстрировала ненависть лютеран к этой секте. На ней изображена река, которая впадает в огромный водоём, напоминающий океан. Баптисты скатываются в воду, а затем река несёт их в пылающий огонь. Так, воды крещения верующих изображены, как дорога в ад. В те дни это была нормальная протестантская позиция.

Регий был главным зачинщиком гонений в протестантском Аугсбурге. Историк Филипп Шафф, который сам был лютеранином и не имел предрассудков в отношении протестантов, говорит: «Регий настроил магистраты против них» (Шафф. История христианской церкви, т. 4, с. 578).

Ганс Кох и Леонард Майстер были казнены в 1524 г.

Регий повлиял на изгнание из города баптистского пастора Ганса Денка в 1527 г.

Он настоял на аресте и изгнании из города пастора Лангенмантеля в октябре того же года. Леонард Шнайдер был казнён  в 1527 г.

Многие умерли в тюрьме, включая Ганса Гута, чьё мёртвое тело было публично сожжено на площади Аугсбурга.

Баптистский пастор Зибольд был казнён в апреле 1528 г.; в этом же году убили ещё 12 человек.

Многих людей подвергли пытке и заклеймили. У одного их них отрезали язык за то, что он выступал против крещения младенцев.

 

  1. Лютеранский реформатор ОСИАНДР преследовал баптистов и угрожал им смертью в немецком городе Нюрнберг.

Ганс Денк, который позднее возглавил большую баптистскую церковь в г. Страсбург, был назначен ректором лютеранской школы св. Зибальда в Нюрнберге. В это время в сознании Денка только началось формирование анабаптистских взглядов, и скоро он вступил в конфликт с протестантами.

В январе 1525 г. Денк был изгнан Осиандром из города и получил предупреждение, что если он приблизится к нему на расстояние 10 миль, то будет предан смерти.

Денк перебрался в Аугсбург, принял крещение от баптистского проповедника Хюбмайера и стал пастором сильной баптистской церкви в этом городе, которая насчитывала 1100 человек.

В конце концов вышеупомянутый глава лютеран Урбан Регий изгнал Денка из Аугсбурга.

 

  1. Ещё один лидер лютеран МАРТИН БУЦЕР (1491-1551) имел большое влияние в Аугсбурге и убеждал городской совет преследовать анабаптистов. Буцер постоянно сокрушался о том, что совет не проявлял решимости и жёсткости в отношении баптистов, и называл это «грехом сената». Но в случае с Пильграмом Марбеком и некоторыми другими он смог добиться своего.

 

Марбек, известный гражданский инженер, был вынужден покинуть Тироль из-за католических гонений. Он прибыл в Аугсбург в 1530 г. и смело проповедовал не только против ересей Рима, но и против ересей реформаторов-протестантов. Когда в 1531 г. он опубликовал две книги в защиту своих взглядов, городской совет запретил их распространение и призвал автора к ответу.

Буцер присутствовал на заседании и противостоял Марбеку; в результате совет изгнал баптистского проповедника из города 18 декабря, в середине зимы, а Буцер поддержал это жестокое решение.

В 1529 г. городской совет Аугсбурга под влиянием протестантов заключил двух баптистских проповедников, Якоба Канца и Реблина, в мрачное подземелье городской тюрьмы. Канц называл реформаторов «неумелыми плотниками, которые много разрушают, но ничего не могут собрать». Это было справедливое замечание с точки зрения баптиста , но протестанты не обращали на него внимание. В тюрьме баптисты написали апологетическое сочинение о водном крещении верующих как символическом выражении внутренней веры в Христа. В 1534 г. городской Совет изгнал всех баптистов из города, дав на сборы всего восемь дней.

В следующем году протестантский городской Совет постановил, что все младенцы должны быть крещены, а непослушные подвергнуты наказанию; любое гостеприимство и помощь анабаптистам были запрещены. В 1538 г., так и не избавившись от ненавистных анабаптистов, Совет протестантского Аугсбурга постановил, что те еретики, которые вернутся в город в первый раз, будут наказаны следующим образом: отсечение пальца руки, клеймо на щеке или железное ярмо на шее. Вторичное возвращение в город грозило утоплением. Бесстрастное постановление поясняло, что «всё это делается не для того, чтобы заставить людей верить по-нашему. Всё это не имеет отношения к вере, а только помогает избежать разделения в Церкви». Как раз наоборот, разделение имеет прямое отношение к вере!

 

ЖАН КАЛЬВИН В ЖЕНЕВЕ БЫЛ ГОНИТЕЛЕМ

  1. Кальвин подкреплял мечом христианские доктрины и практику. В октябре 1563 г. правительство Женевы сожгло Мишеля Сервета за ересь. Сервет придерживался унитаристских позиций и был, несомненно, лжеучителем, но Новый Завет не содержит никакого учения о сожжении лжеучителей. Смертный приговор Сервета поддержали Меланхтон в Германии, Буллингер в Женеве и другие лидеры протестантов, которые приняли участие в консультациях по поводу этого дела.
  2. Многие другие люди подверглись смертной казни во владениях Кальвина. «Он полностью оправдывал применение карательных мер и написал трактат в защиту таковых, где приводил доказательства законности смертной казни для еретиков; и он претворил свои теории в действительность, о чём свидетельствуют случаи Кастеллио, Джерома Болси и Сервета. Эти истории слишком известны, чтобы их повторять. На Совете Женевы в 1632 г. Николас Антуан был приговорён к повешению и последующему сожжению за несогласие с доктриной Троицы…» (Д.Д. Стокдейл. История Инквизиции, 1810, с. 28).
  3. Во времена английского короля Эдуарда IV Кальвин написал письмо Лорду-протектору Сомерсету и призвал казнить анабаптистов: «Все они заслуживают смертной казни за то, что они противятся Богу, Который возвёл его [Эдуарда] на королевский престол» (Джон Кристиан. История баптистов, т. 1, гл. 15).
  4. Историк Джон Кристиан отмечает, что Кальвин «был в значительной мере ответственным за демона ненависти и яростной враждебности, с которым столкнулись английские баптисты».

КАЛЬВИНИСТЫ ПРЕСЛЕДОВАЛИ АРМИНИАН В ГОЛЛАНДИИ

  1. «Если мы проследуем в Голландию, то обнаружим, что и там реформаторы – большинство из них – стояли на принципах гонений… самый сильный конфликт разгорелся между кальвинистами и арминианами… В тот самый момент, когда партии приступили к обсуждению догмы, противоречие стало неразрешимым и привело к самому дикому насилию. Служители партии предопределения [учение Кальвина] не соглашались ни на какой компромисс; ремонстранты [некальвинисты] стали объектом их неистового рвения; кальвинисты называли их мамелюками, дьяволами и чумой; призывали магистраты к их уничтожению; и когда приблизилось время выборов в городские советы, они молили Бога о том, чтобы были избраны такие люди, которые могли бы пролить кровь еретиков без колебаний, хотя бы это стоило полного расстройства городской торговли. В конце концов собрался синод и повёл себя в традиционной манере: он твёрдо определил принципы веры, осудил доктрину ремонстрантов, запретил им занимать любые государственные должности и смиренно вопросил Бога и их величества исполнить данные декреты и ратифицировать установленную доктрину. Правительство ответило положительно на эту просьбу, исполненную христианской любви, так как сразу после окончания синода Барнвельт, друг ремонстрантов и сторонник их взглядов, был обезглавлен, а Грот получил пожизненный срок заключения. И поскольку несогласные служители не связали себя никакими обещаниями оставить свои религиозное служение, правительство издало декрет об их изгнании; если же не послушаются, то будут наказаны как нарушители общественного спокойствия» (Д.Д. Стокдейл. История Инквизиции, 1810, с. 28-29).

ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ ПРЕСЛЕДОВАЛА БАПТИСТОВ

Англиканская церковь была основана в 1534 г., и с этого момента почти до конца 17 века баптисты и те, кто отказывался подчиниться национальной церкви, были гонимы.

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ БАПТИСТОВ ВО ВРЕМЕНА КОРОЛЯ ГЕНРИХА VIII ПОСЛЕ ЕГО РАЗРЫВА С РИМОМ

  1. Генрих взошёл на трон в 1509 г. и за время своего правления в своих официальных прокламациях трижды объявлял баптистов преступниками. Между прочим, это является решающим доказательством того, что в те ранние времена баптисты уже появились в Англии.
  2. В 1534 г. Генрих разорвал отношения с Римом и основал Церковь Англии.
  3. В 1535 г. 28 голландцев были арестованы и 14 из них сожжены (среди них, как минимум, одна женщина). Историк Стоув говорит, что они отказывались верить в то, что Христос был и Богом, и человеком, но в наше время невозможно с уверенностью сказать, во что они действительно верили, так как у нас есть только свидетельство их врагов. Латимер [епископ Англиканской церкви, протестант-мученик], который в царствование Генриха служил капелланом и позднее был сожжён королевой Марией, описал их смерть и отметил, что они взошли на эшафот «без тени страха, весело».
  4. Фокс, цитируя лондонские судебные документы, нашёл в них 19 случаев казни анабаптистов в разных частях королевства.
  5. В октябре 1538 г. король назначил Томаса Кранмера, нового архиепископа Кентерберийского, главой комиссии для преследования баптистов на всей территории королевства. Он приказал, чтобы книги баптистов были конфискованы и сожжены. «Даже наши реформаторы, которые видели сожжение своих братьев по вере католиками, сами сжигали всех несогласных с ними. Кранмер повинен в пролитии крови людей. Джон Ламберт и Энн Аскью будут вечно свидетельствовать о его смертоносном фанатизме» (Д.Д. Стокдейл. История Инквизиции, 1810, с. 29).

 

  1. В 1539 г. были сожжены ещё два баптиста.
  2. Энн Аскью была посажена в темницу, испытала пытки и сожжена в июле 1546 г. самостоятельной Англиканской церковью (после разрыва с Римом).

 

После того, как 24-летняя женщина была осуждена на смерть и ожидала казни в лондонском Тауэре, её гонители пытались выпытать у неё имена других верующих. Они также надеялись получить компроментирующую информацию на саму королеву Катерину, жену Генриха VIII. Когда Энн отказалась что-либо сообщить, они вздёрнули хрупкую женщину на дыбу и приказали сэру Энтони Нивету, лейтенанту Тауэра, проинструктировать тюремщика применить пытки. Он повиновался, но не слишком усердно, принимая во внимание женское телосложение. Недовольные тем, что женщину слабо пытают, Томас Райотесли, Канцлер Англии, и Мастер Рич, заместитель Генерального прокурора, в ярости схватили дыбу сами и собственноручно подвергли благочестивую христианку нечеловеческим мучениям. Настолько сильным было их желание выпытать имена высокопоставленных женщин, которые верили в благодать Иисуса Христа, что они вырвали кости бедной жертвы из своих сочленений, так что позднее Энн не смогла идти к месту казни самостоятельно, и её пришлось нести на стуле. Тем не менее, во время пытки она не издала ни звука и выдержала их адские издевательства с милосердным терпением, дарованным ей Господом, и не выдала никого из своих друзей. В конце концов она потеряла сознание от боли, и сэр Нивет снял её с дыбы и положил на пол. После того, как она пришла в сознание и по-прежнему лежала на холодном каменном полу, Райотесли  в течение двух часов продолжал убеждать её отказаться от своих религиозных взглядов.

 

В своём письменном завещании отважная христианка оставила славное свидетельство своей веры в то, что только Иисус Христос, Его кровь и благодать ведут к спасению и что только Библия является единственным авторитетом для верующего. И хотя отец, муж и сын отреклись от неё из-за её веры, и она испытала на себе ненависть правящей верхушки, мы уверены, что эту смиренную христианку не оставил её Небесный Отец: «Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26:10).

 

Энн и трёх других раскольников Англиканской церкви привели на место казни 16 июля 1546 г. Когда осуждённых приковали цепями к столбу, им было предложено подписать отречение от своей веры в обмен на прощение. Они отказались даже взглянуть на бумаги с гарантией прощения и заявили, что пришли не это место не для того, чтобы предать своего Господа. После этого Энн и её друзья во Христе были сожжены религиозными чиновниками.

 

  1. Многие другие баптисты пострадали во время правления Генриха VIII – отца Англиканской церкви.

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ БАПТИСТОВ ВО ВРЕМЕНА КОРОЛЯ ЭДУАРДА VI

После смерти Генриха в 1547 г. его младший сын Эдуард VI правил шесть лет.

  1. Эдуард прекратил гонения протестантов и обещал прощение даже преступникам, но преследования баптистов продолжились. Как минимум два баптиста было сожжено во времена Эдуарда.

 

  1. Несмотря на это, количество баптистов быстро увеличивалось. Епископ Джон Хупер жаловался в 1549 г. о «стаде анабаптистов» в Лондоне, которое «доставляет мне много неприятностей». Согласно заявлениям других религиозных руководителей становится ясно, что в то время существовала организованная баптистская церковь, которая осуществляла служение. Мы уже видели баптистов в Лондоне в царствование Генриха. Баптистские церкви были также в приходе Кента во 2-й половине 16 века. В июне 1550 г. епископ Хупер писал: «Этот приход подвергся безумию анабаптистов больше, чем любая другая часть королевства» (Эллис. Оригинальные письма, т. 1, с. 87).

 

  1. Хамфри Мидлтон был одним из тех баптистов, которые годами сидели в тюрьме во время правления Эдуарда. Эта жестокая тактика получила поддержку протестанта-реформатора Томаса Кранмера. «Когда Кранмер огласил свой суровый приговор [Мидлтону], несгибаемый баптист ответил: «Ваше преподобие, Вы можете осудить нас так, как вы желаете. Но чтобы Вы потом не говорили, что Вас не предупреждали, я свидетельствую, что Вы можете быть следующим на очереди». Всего через несколько лет протестант Кранмер, который поддерживал заточение и сожжение баптистов, был сам сожжён католической королевой Марией (Эванс. Ранние английские баптисты, т. 1; Фокс. Мученики).

 

  1. В мае 1549 г. была арестована Джоан Баучер, анабаптистка из Кента, возможно, член небольшой общины в городе Эйторн. Она была состоятельной женщиной и часто посещала королевский двор во времена Генриха VIII и Эдуарда. Она также была близкой подругой Энн Аскью, сожжённой в правление Генриха VIII, так же как Энн любила Новый Завет Тиндейла, и распространяла копии этой запрещённой книги несмотря на опасность для своей жизни. Она также посещала тюрьмы и использовала своё состояние для облегчения страданий узников за веру.

Во время ареста Джоан были предъявлены обвинения в том, что она утверждала, что «Христос не был рождён по плоти от Девы Марии». Обвинение было ложным. Джоан придерживалась странных и ошибочных убеждений, что Мария имела два семени – естественное и духовное, и Христос был духовным семенем. По документам следствия сложно понять, что она имела в виду, но одно совершенно ясно: она твёрдо заявила, что Мария была девственницой, когда родила Христа, и что она приняла Его как Бога и человека. Таким образом, если она имела странные убеждения о семени Марии, это было не большей ересью, чем водное крещение младенцев, или возрождение после крещения, или непорочность Марии, то есть всего того, во что верили её обвинители.

Англиканская церковь сожгла Джоан из Кента 2 мая 1550 г.

 

  1. Ещё один баптист, немецкий хирург Джордж ван Парэ (или Пар), принял мученическую смерть во время правления Эдуарда VI. Этот эпизод стал печальным пятном на репутации (во всём остальном безупречной) Майлза Ковердэйла, переводчика Английской Библии, который был судьёй в деле Парэ. Парэ был сожжён в апреле 1551 г. «Он принял смерть без тени сомнения и поцеловал эшафот и дрова, приготовленные для его казни» (Бёрнет. История Реформации, т. 2).

 

  1. Среди гонителей-протестантов был Николас Ридли, которого сожгли на костре (вместе с Латимером) 17 октября 1555 г. во время правления королевы Марии. Как и Томас Кранмер, Ридли участвовал в вынесении смертного приговора Джоан Баучер. Когда Джоан была арестована в 1548 г., Ридли добивался от неё отречения. Ридли также участвовал в сожжении Джорджа ван Парэ в 1551 г., так как смертный приговор этому анабаптисту подписали Ридли, Кранмер и Ковердэйл.

 

  1. Протестант Джон Филпот, сожжённый королевой Марией 18 декабря 1555 г., также поддержал сожжение Джоан из Кента. Филпот свидетельствовал: «Что касается Джоан из Кента, то она была глупой женщиной (я хорошо её знал) и еретичкой и вполне заслуживала сожжения…» (Сочинения Филпота, Паркер сосаити, с. 55). Точно также сказала о протестанте Филпоте королева-католичка Мария.
  2. Ещё один пример этого печального ослепления – Джон Роджерс [переводчик Английской Библии]. Он также был за сожжение Джоан Кентской. Историк Джон Фокс, кторый выступал против сожжения и пытался спасти женщину, попросил своего друга Роджерса помочь ему. Роджерс отказался, сказав, что она заслуживает казни, и отозвался о сожжении как о деле незначительном. Фокс схватил его за руку и ответил: «Хорошо, ведь может так случиться, что и твои руки будут объяты этим ласковым пламенем» (Томас Армитидж. История баптистов, 1890). Интересно, вспомнил ли Роджерс об этом, когда через несколько лет его привели на эшафот и сожгли на костре перед глазами жены и 11 детей?

 

  1. Хью Латимер был ещё одним знаменитым реформатором-протестантом, который поддерживал гонения и казни баптистов во времена правления Эдуарда. Латимер был сожжён королевой Марией в 1555 г., но до этого он запятнал своих руки в крови святых. Во времена Эдуарда VI он был лондонским епископом, и, хотя имел репутацию доброго человека, его доброта не простиралась на баптистов. В одной из своих проповедей перед королём Латимер назвал анабаптистов «смертоносными еретиками» и бессердечно отозвался об их сожжении фразой: «Ладно, забудем об этом» (Проповеди Кранмера, Паркер сосаити, т. 5).

Относительно своих собственных мучеников протестанты никогда не используют выражения Латимера «забудем об этом». Ни за что не увидишь у них подобного отношения. Историки-протестанты, такие как Уайли, Фокс и сотни других, написали великие исторические сочинения в память своих мучеников, но у тех же самых историков, в основном, не найти ничего, кроме осуждения в отношении баптистов.

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ БАПТИСТОВ ВО ВРЕМЕНА КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫ I

Королева Елизавета наследовала трон после королевы-католички Марии и утвердила Англиканскую церковь на более твёрдом протестантском основании.

  1. Хотя Елизавета дала протестантам свободу и относилась мягко к католикам  (даже тогда, когда они регулярно плели заговоры против её трона и даже покушались на её жизнь), баптисты по-прежнему были гонимы.
  2. Количество баптистов в Англии увеличилось, и они распространились во многих частях королевства. Лангли в своей работе «Английские баптисты до 1602 года» упоминает церкви в девяти графствах королевства, которые появились в период с 1576 по 1600 гг. в результате длительной деятельности местных проповедников. В составе этих церквей были также эмигранты из Франции, Голландии и других европейских государств, которые прибыли в Англию в надежде, что королева-протестантка Елизавета гарантирует им больше свободы, чем в их собственном отечестве.
  3. По призыву англиканских епископов, уже через несколько месяцев после восшествия на престол Елизавета издала постановление о том, что анабаптисты должны быть найдены и высланы из Англии, а в случае отказа уехать они подлежат наказанию. Королева считала, что «анабаптисты заражены опасными учениями».

4 февраля 1559 г. Парламент учредил Верховную судебную комиссию. Королева издала указ, запрещающий проповедь любой доктрины, противоречащей доктрине Англиканской церкви. Она запретила печатание любых «еретических» книг и учредила «королевские посещения», то есть поиски представителями короны любых еретиков по всей стране.

К концу 1559 г. вступил в силу Закон о единообразии религии. Доктрина и практика Англиканской церкви стала законом государства.

  1. В 1575 г. два анабаптиста были сожжены на Смитфилде [место казни в Лондоне]. Первоначально консистория кафедрального собора св. Павла приговорила к сожжению 11 человек, но затем 9 человек получи приговор в виде изгнания.

Одним из сожжённых был молодой человек 25 лет Хенрик Тервукт, который к моменту казни был женат всего несколько недель. Он прибыл в Англию, чтобы спастись от гонений во Фландрии, в надежде, что королева-протестантка Елизавета будет милостивой.

Вторым был Ян Петерс, у которого была жена и 9 детей. Его первую жену казнили во Фландрии, и его настоящая жена ранее была женой мученика. Таким образом, теперь она стала женой мученика во второй раз.

 

Смертный приговор, который вынесла королева-протестантка этим двум людям, был почти идентичен аналогичным приговорам, подписанным королевой-католичкой Марией:

«Королева была неприступна. 15 июля она подписала приговор о казни двух из них, который вменял шерифам Лондона сжечь их на месте Смитфилд. Копия приговора лежит передо мной, также как и копия приговора на сожжение Архиепископа Кранмера во времена королевы Марии. Эти приговоры, в основном, одинаковы. В сущности, они используют один и тот же язык, слово за словом. Папистка Мария, осуждая на смерть протестанта, и протестантка Елизавета, осуждая на смерть баптиста, выдвигают одни и те же основания и применяют одни и те же обороты речи. Обе они называют свои жертвы «еретиками». Обе уверяют в том, что «ревностно исполняют правосудие». Обе являются «защитницами католической веры» [следует отметить, что оригинальное значение слова «католический» — всеобщий, универсальный]. Обе заявляют о своей решимости «поддерживать и защищать святую церковь, её права и свободы». Обе подтверждают своё решение «искоренять и истреблять ереси и заблуждения». Обе убеждают, что еретики, обозначенные в приговорах, «осуждены согласно законам и традициям королевства». Обе возлагают на шерифов обязанность  привести заключённых в «общественное место», там «предать их огню» в присутствии людей и убедиться в том, что осуждённые «действительно сожжены» в огне. Обе предупреждают шерифов, что неисполнение приговора повлечёт за собой наказание» (Джон Крамп. История баптистов, 1852).

 

Королева не имела никаких оснований заявлять, что эти люди представляли опасность для её трона. Они передали ей следующее исповедание веры:

«Мы верим и исповедуем, что магистраты установлены Богом, чтобы карать зло и защищать добро; и мы желаем от всего сердца подчиняться данным магистратам, так как написано: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1 Петр. 2:13), «ибо он не напрасно носит меч» (Рим. 13:4). А Павел учит нас «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и всех начальствующих, чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:1-4). Далее он учит нас «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе» (Тит. 3:1). Поэтому мы просим Ваше величество правильно понять то, что мы не презираем благородную и милосердную королеву и её мудрых советников, но считаем их достойными всякого уважения и желаем оказывать им послушание во всём, чём можем. Ибо мы признаём вместе с Павлом, что она является «Божьим слугой», и если мы будем сопротивляться королеве, то будем сопротивляться Божьим установлениям, потому что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых». Итак, мы заявляем, что будем оказывать королеве всё должное уважение и послушание и ходить перед ней с благоговением, как и Сам Христос учил: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу – Божье» (Мф. 22:21). И так как королева является слугой Божьим, то мы смиренно просим Ваше величество явить милость к нам, бедным узникам, как и Отец наш на небесах милостив (Лк. 6:36). Мы также не согласны с теми, кто противится властям, но заявляем с чистым сердцем, что мы будем им покорны, о чём и написали здесь» (Фон Брат. Зеркало мучеников, с. 929).

 

  1. В 1593 г. два пуританских служителя, Копинг и Такер, были повешены за раскольничество (Д.Д. Стокдейл. История Инквизиции, 1810, с. 30).

 

  1. Примерно в то время, когда была сокрушена испанская Армада (1588 г.), Елизавета назначила Джона Витгифта архиепископом Кентерберийским. В своём усердии установить единую англиканскую религию он наполнил тюрьмы баптистами. «…52 человека провели длительные сроки в самых зловонных и гнусных темницах, где не было не только постели, но даже соломы, чтобы постелить на пол». В своих проповедях Витгифт называл анабаптистов «упрямыми и самодовольными типами». Некоторым удалось бежать за границу, но большинство осталось и подверглось гонениям.

 

  1. Гонения во время правления Елизаветы привели к тому, что баптисты, в основном, исчезли из поля зрения, но мы знаем, что они продолжали своё существование. Историк Страйп описывает лондонскую церковь с «анабаптистскими взглядами» в 1588 г. Он говорит, что они регулярно собирались по воскресеньям, проповедовали Божье слово, собирали пожертвования, посылали помощь своим заключённым братьям, не считали Англиканскую церковь истинной, отвергали крещение младенцев и верили в то, что правительство не должно вмешиваться в религиозные убеждения людей».

 

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ БАПТИСТОВ ВО ВРЕМЕНА КОРОЛЯ ИАКОВА I

 

После смерти Елизаветы английский трон наследовал Иаков I (1603-1625). Это был тот король, который санкционировал перевод шедевра английского Писания – Библии короля Иакова, появившейся в 1611 г.

 

  1. Он также страстно преследовал баптистов. Их сажали в тюрьмы, их имущество подлежало конфискации, одного баптиста сожгли.

 

  1. Последним человеком, которого в Англии сожгли за свои религиозные убеждения, был ЭДУАРД УАЙТМАН. Это произошло в царствование Иакова I, 11 апреля 1612 г. (месяцем раньше был сожжён Варфоломей Легит. Говорят, что он был арианином, то есть отвергал божество Христа). Против Уайтмана выдвигали множество обвинений в «ереси», но Томас Кросби, автор «Истории английских баптистов» (1738), отмечает: «Многие ереси, в которых его обвиняли, настолько глупы и непоследовательны, что ставят под сомнение свидетельство обвинителей. Если он действительно имел такие убеждения, то он должен быть идиотом и нуждался в их молитвах и помощи, а не жестокой смерти» (Кросби, ч. 1, с. 108). Три статьи, на основании которых сожгли Уайтмана, были таковы: «Крещение младенцев – это мерзкий обычай; Вечеря Господня и крещение должны совершаться не так, как это установлено в Англиканской церкви; Англиканская церковь исповедует и проповедует христианство в урезанном и извращённом виде». Я полностью согласен по этим трём статьям с баптистским мучеником! Интересно отметить, что первый и последний мученики, сожжённые в Англии за свою веру, были баптистами. «Первым человеком, который подвергся этой жестокой казни в Англии, был Уильям Сотри, который, по всей вероятности, отвергал крещение младенцев. И последний мученик, принявший такую же доблестную смерть, был осуждён за те же убеждения. Итак, именно эта секта открыла и закрыла славный список мучеников, сожжённых в Англии» (Кросби, ч. 1, с. 109).

 

  1. Другие также погибли во время царствования Иакова I, но не в огне. Они умерли в тюрьме, и не потому, что король был добр, а по причине народного протеста против сожжений. Историк Томас Фуллер пишет: По политическим соображениям и из боязни прослыть гонителем своего народа король Иаков предпочитал, чтобы осуждённые еретики тихо и незаметно чахнули в тюрьмах, а не получали венец мучеников» (Фуллер. История Британской церкви). Томас Кросби соглашается с ним: «Поэтому король Иаков решил в будущем только отбирать их имущество и подвергать их медленной мучительной смерти в отвратительных тюрьмах, отобрав у них возможность публично свидетельствовать о своей вере мученической смертью, ибо таковая, по мнению людей, однозначно является символом гонений» (Кросби, ч. 1, с. 110).

 

  1. В 1610 г. баптисты подали в Палату лордов петицию об освобождении из тюрьмы, в которой они содержались за убеждения своей совести. Обращаясь к собранию в скромной и смиренной манере, баптисты написали следующие трогательные слова: «Самое смиренное прошение бедных узников и многих других верноподданных короля, которые готовы подтвердить свою преданность самой искренней клятвой и которые сильно страдают только за убеждения своей совести».

Петиция сохранилась в библиотеке Палаты лордов и имеет пометку: «Прочтено и отвергнуто».

 

  1. Минимум шесть переводчиков Библии короля Иакова участвовали в гонениях баптистов и других раскольников в 1590-х.

Ричард Банкрофт, который составил инструкции по переводу, работал в тесном сотрудничестве с архиепископом Кентерберийским Уайтгифтом, «искореняя конгрегацию раскольников в Лондоне» (Адам Николсон. Секретари Божьи, с. 86). Банкрофт вёл себя очень агрессивно, засылая шпионов для выслеживания несогласных. Когда Банкрофт занял место архиепископа Кентерберийского, он продолжил гонения всех «диссидентов».

 

Ланселот Эндрюс, как ни печально это признать, принял участие в этом постыдном деле. Под начальством Банкрофта он вёл дознание раскольников и самолично отправлялся в «тошнотворные темницы», чтобы отыскать свидетельства ереси узников англиканской инквизиции. В марте 1590 г. Эндрюс допрашивал одного из главных сепаратистов Генри Барроу в тюрьме Флит. Барроу начал с того, что его единственным стандартом является Библия, которая «должны мирным путём решить все наши разногласия». Он свидетельствовал: «Я полностью согласен с тем, что моя вера должна быть испытана Божьим словом». Эндрюс отвечал, что христианин должен позволить «церкви» объяснять Писание и не требовать права на личное толкование, а также не должен, по его словам, иметь «частного духа».

Барроу пожаловался на то, что он находится в заточении три года и что «одиночество, лишения и ужасающие условия повергли его в глубокую депрессию» (Николсон, с. 91). Ответ Эндрюса на эту жалобную просьбу опозорил его: «Ты – счастливчик, если угодил в строгую тюрьму. Я считаю, что уединённая и созерцательная жизнь наиболее благословенна. Я бы сам выбрал такую жизнь». Барроу понял, насколько глупым было это заявление, и ответил: «Вы рассуждаете философски, а не по-христиански. Настолько сладостна для меня Божья благодать, когда я пребываю в собрании и беседую со святыми, что в своём заточении я чувствую себя, как воробей на крыше. Но что Вы скажете, мистер Эндрюс, если Вас надолго лишат возможности двигаться и дышать свежим воздухом? Ведь это необходимо для человеческого тела».

Конечно, Эндрюс ответил философски, а не по-христиански. Христианин не преследует другого за религиозные разногласия, не сажает его в тюрьму и не сжигает на костре. Барроу казнили 6 апреля 1593 г. после 6-летнего заточения, и Эндрюс ещё раз говорил с ним накануне смерти. Барроу казнили за то, что он «не признавал авторитета епископов, не признавал святости Англиканской церкви и её литургии и не признавал власти королевы над церковью».

 

Генри Савил участвовал в дознании и допрашивал Даниэля Стадли в тюрьме Флит.

 

Томас Спаркс допрашивал 18-летнего Роджера Уотерса, которого в течение года «содержали в цепях в самой зловонной яме тюрьмы Ньюгейт, известной под названием «Преддверие ада» (Адам Николсон. Секретари Божьи, с. 88).

 

Томас Равис занял место Банкрофта в должности епископа Лондона и продолжил политику его гонений. «Едва успел он занять свою должность в Лондоне, как тут же простёр свою руку, чтобы мучить несогласных пуритан. Среди прочих он допрашивал святого и благословенного Ричарда Роджерса, который почти пятьдесят лет был верным служителем в Уизерфильде и который, как говорят, по милости Божьей обратил  в веру больше всех людей. В присутствии этого достойного мужа, который за свои отношения с Богом удостоился звания «Еноха своего времени», епископ Равис провозгласил: «С помощью Иисуса я не оставлю ни одного проповедника-раскольника в епархии». Бедному прелату было суждено сильно разочароваться. Едва успел он начать свою работу, как скончался 14 декабря 1609 г.» (Александр МакКлур. Возрождённые переводчики, 1855).

 

Джордж Аббот, ставший архиепископом Кентерберийским, был гонителем. «На позднем этапе своей карьеры он не колебался применять пытки против преступников и казнить диссидентов» (Николсон, с. 157).

 

  1. В 1615 г. баптисты подали королю Иакову прошение о свободе религии. Они ясно изложил свою доктрину и доказали Писанием, что преследования христианами тех верующих, которые с ними не согласны, противоречит воле Христа. Это прошение также было отвергнуто.

 

  1. Джозеф Айвими отмечает, что баптисты «подвергались жестоким гонениям с 1590 по 1630 г. Далее следует рассказ, оставленный узником-баптистом: «Мы страдали в многолетних заточениях в разных графствах страны, и многие оставили после своей смерти вдов и маленьких детей. Наше имущество, которым мы могли бы оплатить наше освобождение, конфисковано. Мы осуждены не за бунт или насилие, но наши враги и, одновременно, наши судьи бросили нас в тюрьму за то, что мы не можем поклоняться Богу так же, как они, ибо это противно нашей вере и является грехом против Всевышнего» (из сочинения «Самое смиренное прошение многих верноподданных Его величества короля, которые готовы чистосердечно подтвердить свою преданность посредством клятвы или по-другому, которые гонимы только за свои религиозные убеждения, что противоречит Божьим и человеческим установлениям», цитата из книги Джона Крампа «История баптистов»).

 

  1. Жестокое отношение многих англиканских служителей к баптистам получило отражение в сочинении «ПОГРУЖАТЕЛИ ПОГРУЗИЛИСЬ, или анабаптисты плюхнулись и утонули на диспуте в Саутварке» (1644). Влиятельный англиканский писатель Даниэль Фитли описал, как в Вене баптистов сковали одной цепью и утопили в реке. Затем он бессердечно замечает: «В этом вы видите руку Божью, ибо Он наказал этих сектантов соответственно их греху…». Далее мы приводим ещё одну выдержку из его книги: «Из всех еретиков и схизматиков, анабаптистов следует наиболее тщательно выслеживать и наказывать, или даже совершенно уничтожать и изгонять из пределов королевства… Они проповедуют, печатают и практикуют свои еретические мерзости открыто; они ежедневно собираются на свои собрания в наших главных городах и предместьях и по очереди пророчествуют… Они сходятся во множестве к своему Иордану – мужчины и женщины – и входят в воду, где погружаются в воду в своей манере, напоминающей колдовство, и там же вместе с ними их вожди – проповедники заблуждений… И как они отравляют наши реки своими нечистыми омовениями, а наши кафедры – своими лжепророчествами и диким энтузиазмом, так и наши типографии мучаются и стонут под грузом их богохульства» (Фитли. Погружатели погрузились).

ГОНЕНИЯ БАПТИСТОВ В АНГЛИИ В 1629-1689 гг.

Почти до конца 17-го столетия Англиканская церковь продолжала преследовать тех, кто пытался служить Богу независимо.

  1. Многие проповедники-баптисты получили длительные сроки заключения в Англии 17-го века.

Фрэнсис Бампфилд умер в тюрьме после того, как провёл в ней последние 9 лет своей жизни.

Джон Миллер провёл в заключении 10 лет, Генри Фоти 12 лет.

 

Джон Буньян написал свою знаменитую книгу «Путешествие пилигрима» во время своего 12-летнего заточения в тюрьме и разлуки со своей женой и любимой слепой дочерью.

 

Джозеф Райт провёл в заключении 20 лет.

Джордж Фоунс умер в тюрьме г. Глочестер.

Самуил Хоу умер в тюрьме в 1640 г. и был похоронен при дороге, так как Англиканская церковь не позволила похоронить его на кладбище.

 

Томас Делон и его семья умерли в страшной Ньюгейтской тюрьме.

Делон вырос в католической семье в Ирландии, получил хорошее образование и последовал за Христом, услышав проповедь баптиста. Он переехал в Лондон, стал школьным учителем и членом баптистской церкви.

Бенджамин Калами, королевский капеллан, опубликовал проповедь, в которой призвал диссидентов заявить о своей доктрине и несогласии с Англиканской церковью в письменной форме. Делон ответил на вызов и написал своё сочинение «Просьба о снисхождении к нонконформистам». Когда книга была отпечатана, королевский посланник перехватил её, а Делона арестовали и посадили в тюрьму.

Из тюрьмы он написал Калами и попросил капеллана заступиться за него, но священник не только не помог узнику, но даже не ответил на его письмо.

В январе 1684 г. Делон был оштрафован на 100 марок как условие освобождения из заключения, а его книга была сожжена. Поскольку теперь он не имел работы, то не мог выплатить этот штраф и со своей семьёй впал в нищету. Его жена и двое маленьких детей были вынуждены жить вместе с ним в тюрьме, так как средств для существования не хватало. Жалкие условия тюремного содержания привели к тому, что все они умерли один за другим.

 

  1. Библейские христиане прошли через жесточайшие гонения во время правления  КОРОЛЯ КАРЛА II (1660-1685) и КОРОЛЯ ИАКОВА II (1685-1688).
  2. «Акт о единообразии» 1662 года привёл к тому, что многие были подвергнуты телесным наказаниям и заточению.

Первый акт о собраниях 1664 года запретил все религиозные собрания, которые не соответствовали установлениям Англиканской церкви. Наказанием стали большие штрафы и тюрьма, а нарушение закона в третий раз приводило к семилетней высылке из страны в американские колонии.

Акт пяти миль 1665 года запрещал проповедникам-диссидентам подходить ближе, чем 5 миль, к любому городу или поселению, в котором имелись англиканские церкви. Закон также запрещал им учить в любой общественной или частной школе. Наказанием за нарушение был огромный штраф, который был не по силам большинству наказуемых.

 

Второй акт о собраниях был ещё хуже. В дополнение к тюремным заключениям и пыткам, закон определял огромные штрафы не только для нонконформистов, но и для владельцев зданий, использованных для запрещённых собраний. Штрафы оплачивались за счёт продажи собственности верующих, которую продавали по бросовым ценам. Так как третью часть штрафа отдавали доносчику, то желающих шпионить находилось не мало.

Многие были разорены. Отцы умирали в тюрьме и не могли помочь своим разорённым семьям. С 1660 по 1689 гг. около 70 тысяч мужчин и женщин подверглись гонениям в Англии; 8 тысяч умерло; десятки миллионов долларов пошли на выплату штрафов.

 

  1. Длинная рука Англиканской церкви также преследовала библейских верующих в Америке до получения страной независимости. Колония Вирджиния была англиканской, и в 1643 г. губернатор начал преследовать диссидентов, которых подвергали порке, клеймению, тюремному заключению, штрафам и изгнанию из колонии.
  2. В конце концов, в Англии был обнародован Акт о религиозной терпимости, который существенно ослабил давление на нонконформистов, гарантировал им свободу совести и законодательно закрепил наказание за вмешательство в религиозную жизнь людей. Таким образом, не менее 155 лет после своего основания Англиканская церковь была церковью-гонительницей.

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В АМЕРИКЕ

Протестанты, которые бежали от преследований и обосновались в Америке, сами стали гнать баптистов, квакеров и других несогласных, пока Америка не обрела независимость и Конституцию. Мы приведём только два примера.

МАССАЧУСЕТС

  1. Массачусетс был основан колонией Пилигримов в Плимуте в 1620 г. и пуританами колонии Массачусетского залива в 1630 г.

Пилигримы были сепаратистами, которые были вынуждены бежать от преследований Англиканской церкви. Они ненадолго задержались в Голландии, а затем на корабле перебрались в Америку. Во время своего пребывания в Голландии они вкусили относительной религиозной свободы, но сами не гарантировали подобного другим. Они крестили младенцев и отвергали анабаптистов.

 

Пуритане были англиканами, которые стремились к некоторым реформам в Англиканской церкви, но были не готовы порвать с ней. Из Англии они привезли с собой ложную концепцию государственной церкви и духа гонений.

  1. Далее следует несколько примеров протестантских преследований в ранней истории Массачусетса прежде основания Американского союза:

 

РОДЖЕР УИЛЬЯМС был изгнан из Массачусетса в 1635 г. Образованный и ревностный человек, который мог читать Библию на иврите и греческом, Уильямс прибыл в Америку из Англии со своей новой женой. Он был рукоположенным англиканским служителем и на момент своего приезда в Америку считал крещение младенцев богоугодным делом.

 

В Плимуте Уильямс проповедовал индейцам, изучив их язык, и приобрёл среди них много друзей, включая двух вождей. В 1634 г. он был назначен пастором англиканской конгрегации в г. Салим, но уже 9 октября 1635 г. был изгнан из колонии за «проповедь новых и опасных воззрений». Ему дали шесть недель, чтобы уехать, и в январе он был вынужден поселиться в глуши, в разгар жестокой зимы Новой Англии.

 

Индейцы помогли ему, и в июне он поднялся на каноэ вверх по реке и достиг острова Роуд, где основал поселение Провиденс. К нему присоединились другие люди из Массачусетса, и это место стало бастионом религиозной свободы. Заявление поселенцев гласило, что их целью является «живой пример того, что самое процветающее гражданское общество может жить и развиваться при поддержке полной свободы религиозных убеждений».

 

В марте 1639 г. Уильямс публично принял водное крещение; тогда же была основана первая баптистская церковь Роуд Айленд. В 1644 г. Роджер Уилямс получил хартию от короля Англии на право основания Роуд Айленд. Уильямс написал сочинение «Кровавые догматы гонений за религиозное несогласие», в котором он отважно отстаивал свободу совести. И хотя собрано немало исторической клеветы по поводу Роджера Уильямса, многие писатели-баптисты (равно как и другие историки) восстановили истину. Прочитайте, например, исторические труды Томас Армитажа и Давида Бенедикта, которые доступны в Fundamental Baptist CD-ROM Library на сайте Way of Life.

 

В 1643 г. Дебора Муди, владелица фермы площадью 400 акров в городе Свомпскотт, была вынуждена перебраться в Лонг Айленд, штат Нью-Йорк, чтобы жить среди голландцев и избежать преследований в Массачусетсе. Её «преступление» заключалось в том, что она отвергала крещение младенцев.

Первый закон в Америке, направленный против баптистов, был издан в ноябре 1644 г. Он налагал суровые наказания. В том же году Томас Пеинтер был подвергнут порке за отрицание крещения младенцев.

 

В феврале 1646 г. Уильям Уиттер и Джон Вуд  из Линна были публично осуждены и подвергнуты штрафу за отрицание крещения младенцев. Джон Спер был оштрафован в июле 1651 г. за то же «преступление». В 1651 г. было арестовано несколько баптистов, одного из которых жестоко выпороли. Имена арестованных Джон Кларк, Овадия Холмс и Джон Крэндал.

 

Все они были из баптистской церкви г. Ньюпорт, Роуд Айленд и приехали навестить вышеупомянутого Уильяма Уиттера, пожилого брата во Христе из г. Линн, Массачусетс. В то время в этом штате не было баптистских церквей.

В воскресенье они проводили богослужение в доме Уиттера, и когда проповедовал Кларк, в дом ворвались два констебля, арестовали присутствующих и отправили их в тюрьму г. Бостон.

Холмс принял 30 ударов кнутом. В письме к английским баптистам Холмс вспоминал Божью милость, которая помогла ему вынести наказание:

«…воистину, когда удары ложились на мою спину, я чувствовал такое присутствие Божье, какого не имел никогда прежде – да и не может человеческий язык это объяснить, и физическая боль настолько ослаблена, что я не в силах это выразить. Я мог достойно выдержать наказание и почти не чувствовал ударов, хотя оно было сильным, по свидетельству зрителей, и палач бил изо всей силы (а перед поркой ещё поплевал на руки) витым кнутом, и дал мне тридцать ударов. Когда он отвязал меня от столба, то с радостью в сердце и бодрым лицом – это видели и зрители – я сказал чиновникам городского совета, что они били меня словно букетом цветов…».

 

Хотя Холмс свидетельствовал, что он не пострадал от реальной экзекуции, он сильно пострадал от её последствий. Раны от порки на его спине, боках и животе были такими сильными, что он не мог лечь в течение многих дней.

Примерно в это же время два других баптиста, Джон Хэйзел и Джон Спер, угодили в тюрьму за то, что поддерживали и утешали Холмса после наказания.

 

После того, как в 1656 г. в Массачусетсе была наконец основана баптистская церковь, её члены «в основном проводили своё время в судах и тюрьмах; их часто штрафовали, некоторых изгнали». Пастора церкви, Томаса Гульда, посадили за веру в тюрьму. Когда позднее члены церкви построили молитвенный дом, в 1680 г. чиновники заколотили двери гвоздями и запретили верующим собираться в здании.

 

Вторая баптистская церковь штата Массачусетс была образована только в 1749 г., в городе Стёрбридж, и многие члены церкви были брошены в тюрьму, оштрафованы и лишились своего имущества в результате конфискации.

Ещё одна баптистская церковь была основана в 1761 г. в г. Ашфилд и столкнулась с таким же отношением. Многие члены церкви потеряли всю свою землю и сады из-за конфискаций.

 

  1. Эти гонения против баптистов продолжались до тех пор, пока Массачусетс не стал колонией Соединённых Штатов и не обрёл своей конституции в 1780 г. Усилия баптистов и других сторонников религиозной свободы привели к тому, что данная конституция включает в себя Билль о правах, гарантирующий свободу веры.

ВИРДЖИНИЯ

  1. Первыми поселенцами в Вирджинии были, в основном, англичане, которые основали англиканские церкви.
  2. Акты 1623, 1643 и 1661 гг. предписывали всем гражданам исповедание и практику англиканской религии.
  3. Акты ассамблей Вирджинии 1659, 1662 и 1663 гг. предписывали водное крещение всех младенцев и запрещали собрания квакеров и других диссидентов.
  4. Англиканские священнослужители содержались на деньги налогоплательщиков.
  5. Мы приводим некоторые примеры протестантских преследований в Вирджинии:

 

4 июня 1768 г. несколько баптистов были арестованы и брошены в тюрьму в г. Спотсильвания. Среди них были Джон Уоллер, Льюис Крейг и Джеймс Чайлдс. Они провели в тюрьме почти шесть недель.

В декабре 1770 г. Уильям Уэббер и Джозеф Энтони были арестованы и брошены в тюрьму в г. Честерфилд. Заключение продлилось до марта 1771 г.

Уэббер был повторно арестован в августе за проповедь в Мидлсексе. Вместе с ним арестовали Джона Уоллера, Джеймса Гринвуда, Роберта Вэра и Томаса Уофорда, которые провели в тюрьме один месяц.

Томас Уофорд был жестоко выпорот, так что шрамы сохранились до смерти. В августе 1772 г. Джеймс Гринвуд и Уильям Ловил были арестованы и провели 16 дней в тюрьме в графстве Кинг энд Куин.

13 марта все баптистские проповедники в г. Пискатэвэй были арестованы и отправлены в тюрьму. Всего их было 30 человек, и некоторые отсидели в темнице по четыре раза.

 

  1. Эти гонения продолжались в Вирджинии до тех пор, пока этот штат не вошёл в союз с Соединёнными Штатами.
  2. Несмотря на преследования, в те дни баптистские церкви в Вирджинии быстро умножались. Первая появилась в 1767 г, вторая в 1769 г. В течение 4 лет появилось 50 церквей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё это напоминает притчу Господа о человеке, которому простили долги. Он был должен своему хозяину 10 000 талантов, что составляло огромную сумму денег. Но когда он не смог заплатить и умолял своего хозяина о милости, тот простил ему весь долг. И тот же самый человек, обратившись, стал преследовать другого человека, который был должен ему очень незначительную сумму (Мф. 18:23-35).

Точно также, протестанты настойчиво стремились к свободе от римо-католиков. Как только протестанты получили свободу, они отказались предоставить её баптистам, хотя последние просили об этом со всем смирением и цитировали Писание в самой благоразумной и благочестивой манере.

Например, когда Ганс Мюллер предстал перед Городским советом Цюриха за своё несогласие крестить младенцев, он заявил следующее: «Не обременяйте мою совесть, ибо вера – это дар Божий, а не общественная собственность. Тайны Божии сокрыты, как сокровище в поле, и никто не может найти его, кроме того, кому укажет Дух Божий. Поэтому я прошу вас, служители Божьи: позвольте моей совести быть свободной» (Джон Кристиан. История баптистов). На просьбу Мюллера не обратили никакого внимания, равно как на просьбы десятков тысяч других баптистов тех дней.

На основании авторитета притчи Господней и всего смысла Нового Завета мы можем быть уверены, что Господь не взирает безучастно на этот великий грех и не оправдывает его, как оправдывают его многие историки-протестанты. Они приводят в качестве основания «невежество того времени», но протестанты-гонители тех времён имели Библию и утверждали, что она является для них единственным авторитетом веры и жизни. Таким образом, они не имеют оправданий в том, что не разумели воли Божьей. Времена, воистину, были тёмными, но баптисты – с той же Библией в руках – видели более яркий свет, и этим светом была новозаветная вера, не размытая человеческими традициями. Эта вера не даёт никакого права преследовать тех, которые верят не так, как мы. Мы можем обличать ереси. Мы можем применять дисциплинарные меры против тех членов церкви, которые грешат. Мы можем не принимать еретиков. Но мы не можем применять насилие, чтобы заставить их верить так, как верим мы. Это свойство волка, но не овцы.

{ 1 comment… read it below or add one }

Сяргей Сентябрь 13, 2011 в 10:36

Добрая книжка. А где можно скачать всю гэту книжку?
Исправьте цитаты 1Тим.2:1-4: пропущено после слова Богу, слова: Который хочет;
и Тит.3:1 в конце пропущено слово: дело.(раздел-Преследования баптистов во времена королевы Елизаветы 1)
З Госпадам,
брат Сяргей

Ответить

Leave a Comment

Previous post:

Next post: