Марк Минуций Феликс в цитатах из его сочинения «Октавий» (2 век)

by Vladimir Khubiryants on Ноябрь 5, 2009 · 2 comments

Друзья, по возможности желаю знакомить вас с тем, о чем учила Апостольская церковь. Прошу задуматься, что для нас живущих через 2000 лет после Апостолов важно проверять, чему же учили те, которые непосредственно были близки к Апостольскому веку. Вот один из отрывков, раннего апологета и вы в кратце можете увидеть о чем учила Древняя церковь.  (отрывок относится к 2 веку)

Учение Марка Минуция Феликса в цитатах из его сочинения «Октавий»

Учение о Боге

Очевидно, что Бог, Отец всех вещей, не имеет ни начала ни конца; всему давая начало, Он Сам вечен; Он был прежде миpa, Сам будучи для Себя миром. Он несущее вызвал к бытию Своим Словом, привел в порядок Своим разумом, совершил Своею силой. Его нельзя видеть, Он слишком величествен; Его нельзя осязать; Он слишком тонок; Его нельзя измерить, Он выше чувств, бесконечен, неизмерим (18)

Не удивляйся, что ты не видишь Бога. Все приходит в движение и сотрясение от ветра и его веяния, но ветер и веяние не видны для глаз. Мы не можем видеть даже солнца, которое для всех служит причиною видения… Как же ты можешь видеть Самого Творца солнца…? Ты хочешь плотскими глазами видеть Бога, когда не можешь собственную твою душу, чрез которую живешь и говоришь, ни видеть, ни осязать! (32)

…все небесное и земное, и все находящееся за пределами этого видимого мира, все известно Богу, все полно Его присутствия. Он повсюду и не только близок к нам, но и находится внутри нас. Обрати внимание на солнце, утвержденное на небе: оно разливает свои лучи по всем странам: всюду оно присутствует, всему дает себя чувствовать и никогда не изменяется его светлость. Не тем ли более Бог… (32)

О воскресении

В самом деле, кто же столько глуп и бессмыслен, что осмелится говорить, что Бог, Который мог первоначально создать человека, не может потом воссоздать его? Что человек не существует по смерти как не существовал до рождения? Если он мог произойти из ничего, то может опять восстать из ничтожества. Далее гораздо труднее дать бытие тому, что не существовало, нежели возобновить то, что уже получило его…
Посмотри также на то, как вся природа, к нашему упованию, внушает мысль о будущем воскресении. Солнце заходит и вновь появляется; звезды скрываются и опять возвращаются; цветы увядают и расцветают; деревья после зимы снова распускаются; семена не возродятся, если прежде не сгниют; так и тело на время (ср. Ин 12:24; 1 Кор 15:36), как деревья за зиму, скрывает жизненную силу под обманчивым видом мертвенности. К чему это нетерпеливое желание, чтобы оно ожило, когда еще зима в полной силе? Нам также нужно дожидаться весны нашего тела.(24)

О переселении душ

Ибо по их мнению одни души, по разрушении тела, продолжают существовать вечно, и неоднократно переходят в другие новые тела. К большему искажению истины, они утверждают, что души людей по смерти переходят в тела скотов, птиц, зверей, — мнение более приличное шуту забавляющему, нежели мыслящему философу. (34)

О жертве Богу

Стану ли я приносить Господу жертвы и дары, которые Он произвел для моей же пользы, чтобы подвергать Ему Его собственный дар? Это было бы не благодарно, напротив, угодная Ему жертва – доброе сердце, чистый ум и незапамятная совесть. Посему, кто чтит невинность, тот молится Господу; кто уважает правду, тот приносит жертву Богу; кто удерживается от обмана, тот умилостивляет Бога; кто избавляет ближнего от опасности, тот заколает самую лучшую жертву. Таковы наши жертвы…(32)

О бедности

А что мы по большей части слывем бедными — это не позор для нас, а слава, потому что душа как расслабляется от роскоши, так укрепляется от умеренности. Да и как может быть беден тот, кто не имеет недостатка, не жаждет чужого, кто богат в Боге? Скорее беден тот, кто имея многое, домогается еще большего… Мы владеем всем, коль скоро ничего не желаем. Как путешественнику тем удобнее идти, чем меньше он имеет с собою груза, так точно на этом жизненном пути блаженнее человек, который облегчает себя посредством бедности и не задыхается от тяжести богатств. (36)

О зрелищах и театре

Итак, мы, которые ценим себя только по невинности и добрым нравам, справедливо гнушаемся худых удовольствий, удаляемся от ваших торжеств и зрелищ: мы знаем их суеверное происхождение и осуждаем их гибельные приманки…В битвах гладиаторов не преподаются ли уроки человекоубийства? На театрах ваших такое же неистовство, такое же возмутительное безобразие: то актер рассказывает или представляет любодеяния, то комедиант, представляя постыдную любовь, возбуждает ее и в ваших сердцах… Таким образом вы поощряете действительное убийство на арене, а потом проливаете слезы при виде мнимого убийства на театре. (37)

* * *Я знаю, что очень многие, сознавая, что они заслужили, не столько убеждены в том, что уничтожаются после смерти, сколько желают этого; потому что им приятнее совершенно уничтожиться, чем воскреснуть для мучений. (34)

К произведению
к автору

{ 2 comments… read them below or add one }

Павел (paulart) Ноябрь 6, 2009 в 22:24

Все хорошо, только если мы христиане — то для нас нет учения другого, чем Иисуса Христа. Я к тому, что название было бы хорошо исправить : )

Ответить

Владимир Ноябрь 6, 2009 в 23:04

сейчас подправлю…

Ответить

Cancel reply

Leave a Comment

Previous post:

Next post: